Если ваш бизнес существует хотя бы 2-3-4 года, то наверняка можно сказать, что вы прошли критический путь выживания и доказали свою состоятельность. Это очень хорошо, т.к. большинство не может пройти эту яму. Но встает вопрос – что дальше? Оптимизация бизнеса, рост или что-то другое?

Оптимизация бизнеса или рост?

Возможные пути развития:

оптимизация бизнеса, бездействие и масштабирование

На мой взгляд, можно выделить принципиально 3 направления, по котором может двигаться утвердившийся бизнес. Конечно, классификацию можно проводить по разным направлениям – мы будем рассматривать с точки зрения организационного развития предприятия.

Первое – оптимизация управления бизнес-процессами и уменьшение рисков

Предполагаю, сейчас в вашем бизнесе еще полно нерешенных проблем, куча рисков (правовых, человеческих, финансовых). Где-то вы надеетесь на адекватность людей, где-то на “так принято”, где-то на то, что вас заметят (или не заметят), где-то на универсально работающее “авось”.

Вполне вероятно, что вы выбираете путь постоянной итеративной оптимизации управления бизнес-процессами. Вы выявляете свои “разбитые окна” и латаете их на ходу. Таким образом, ваш бизнес постепенно выходит на новый уровень качества за счет маленьких шажков в эту сторону.

Как это делать? Самое простое – это автоматизация и внедрение инноваций. Автоматизация делается за счет внедрения CRM или ERP. Про создание своей CRM у нас есть небольшая книга.

По инновациям вы должны их постоянно двигать, т.к. будет естественное инертное сопротивление в организации.

Есть и другие более точечные средства, но, в целом, большинство из них можно отнести в этим двум категориям.

Второе – ничего не делать

А почему бы и нет. Бизнес работает, особо кушать не просит. Можно просто уехать на 3 месяца отдыхать…, потом приехать и начать все сначала.

Дело в том, что очень вероятно без вашего участия и корректировок дело быстро даст течь. Мое глубокое убеждение состоит в том, что все движется либо вверх, либо вниз. Ничто не стоит на месте. Вы становитесь либо сильнее, либо слабее.

Если вы не предпринимаете действий, то скорее всего эти действия сделает за вас кто-то другой.

Этот вариант возможен только в том случае, если у вас сильный исполнительный директор, и вы полностью ему доверяете. Но даже в этом случае вы должны хотя бы минимально держать руку на пульсе.

Третье – масштабироваться

Это самый сложный вариант. Если взять аналогию с фитнесом или бодибилдингом – это набор массы. Это максимальный стресс для организма (по сравнению с работой над рельефом). Любой быстрый рост бизнеса сопровождается рисками и возможными проблемами.

Расти можно по разному:

  • вширь – делаем то же самое, но обеспечиваем больше заказов, и нужно больше людей для обслуживания этих заказов.
  • вверх – предлагаем новые услуги, расширяем свою линейку услуг. Новые услуги требуют новых компетенций, если вы планируете расти за счет новых услуг, то готовьтесь к внедрению совершенно новых процессов, к новым граблям, к новым подходам. Не факт, что то, что работало у вас, будет работать в плане новых услуг.
  • новые типы клиентов. Обслуживали одну группу людей или компаний, а теперь будете обслуживать и другие группы. К примеру, обслуживали физических лиц, а теперь еще работаем с компаниями. Или еще пример – работали в РФ, теперь работаем с Европой.
  • трансформация – оказание старой услуги, но новым способом. Это может быть совместная работа с партнерами, использование новых технологий (к примеру, самостоятельный заказ клиентом через личный кабинет на сайте).

Каждый из нас знает про такую штуку как мой потолок дохода, и у каждого он свой. Именно рост предприятия двигает этот потолок. Никакая оптимизация бизнеса кардинально не меняет потолок, но она нужна, чтобы обеспечить этот возможный рост, а не превратить его в катастрофу.

Любой быстрый рост бизнеса сопровождается рисками и возможными проблемами.

Представьте себе, что вы производите сковородки, и у вас есть проблема качества. Если вы начнете активно расти, вы только усугубите эту проблему. Важно найти правильное время для управления ростом бизнеса.

На этом все. Что нужно от вас – понять какое направление выбрали вы. Проанализируйте свою стратегию развития бизнеса. Есть ли побочные эффекты, которые вы не учли? В следующей статье мы как раз рассмотрим один из вариантов стратегического развития бизнеса, основанный на работе с партнерами.

Если вам понравилась статья, помогите, пожалуйста с распространением этого материала в Сети.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.