Продвижение агрегатора — с чего начать раскрутку маркетплейса

Довольно часто наблюдаю с одной стороны забавный, а с другой стороны грустный момент. Мысли заказчика строятся таким образом, что вот сделаем агрегатора, запустим и люди толпами будут ломиться на площадку. Обязательно надо сделать капчу — иначе куча спама завалит вас. Защиту от ботов, IP-блокировки и  т.д.

Страшная правда заключается в том, что первые 3-6 месяцев вообще никто не будет посещать ваш сайт, если не приложить заранее некоторые усилия.

Некоторые более продвинутые люди понимают, что необходимо вкладываться в трафик и без этого никакой агрегатор никогда не заработает.

Еще более продвинутый тип — это когда вы планируете продвижение, всю семантику заранее — т.е. до начала разработки. Сразу определяется маркетинговый план и имеете хорошее предложение для всех сегментов целевой аудитории.

В этой статье я расскажу свое видение насчет первичной раскрутки агрегатора. Продвижение агрегатора начинается задолго до начала написания кода и даже до начала написания ТЗ. Если вы пропускаете эти моменты — это не значит, что вас ждет неудача. Это значит, что ваши риски повышаются.

Обычно пользователей маркетплейса можно разбить на 2 группы — Покупатели и Подрядчики. Важно правильно их воспринимать. Подрядчики — это ваши партнеры, с которыми вы вместе делаете бизнес и удовлятворяете потребности Покупателей. Это очень важная мысль, и именно от нее мы будем дальше отталкиваться.

Первое, что вам необходимо сделать — это сформулировать предложение для партнеров. Что вы предлагаете партнерам в сухом остатке? Какое будет ваше вознаграждение? Зачем ему работать через вас, а не просто напрямую с покупателем? В чем ваша добавленная ценность?

Допустим вы сделали такое предложение. Что дальше?

Дальше его надо показать партнерам!  Просто идем к лояльным партнерам и спрашиваем их про это предложение. На данном этапе ваша задача не продать (некоторые здесь поспорят), а получить ядро лояльных партнеров, которые заинтересованы в проекте.Не имея такого ядра партнеров, вы будете двигаться вслепую. С другой стороны, имея подобных лояльных партнеров, вы можете проверять многие свои гипотезы, выборочно тестировать что-то на их клиентуре.

Как вы понимаете, мы пока вообще не говорим о технической части проекта. Пока у вас есть всего лишь презентация проекта для партнеров и excel файл для учета партнеров.

Если ваше предложение интересно партнерам — то двигаемся дальше. Создаем миниприложение. Это может быть просто лендинг с небольшим каталогом. Это может быть какое-то коробочное решение. Здесь важно сделать не полноценный продукт, здесь важно проверить работоспособность идеи на простом, но реальном процессе обработки покупателя.

Сделали прототип? Запускаем трафик.

Сделайте 1000 кликов в контекстной рекламе и посмотрите на результат.

Согласитесь, пока ваши затраты относительно небольшие. Вы много потратили времени на работу с партнерами, но согласитесь, это очень полезная трата времени в проекте — вы узнали много полезной информации.

Прототип можно сделать за 50-150 тыс. руб., что для подобного проекта совсем малые деньги. Ну и запуск рекламы на 1000 кликов — это тоже совсем небольшие расходы (от 10 до 50 тыс. руб.).

Зачем нам все это нужно было?

Чтобы проверить идею на малом объеме. Не чтобы заработать.

И вот теперь, когда у вас есть некоторая статистика, какой-то результат, можно начинать планировать основной проект разработки.

Также можно более агрессивно подключать новый партнеров — ведь у вас уже есть что-то на руках (не просто презентация, а отклик реального рынка).

Думаю большинство ожидало здесь увидеть, что-то про SEO, SMM и так далее. Это всего лишь инструменты. Сами по себе они ничего не решают. Важно задать правильный процесс проработки агрегатора, и уже по мере необходимости использовать те или иные инструменты.

А как обычно делается проект в большинстве случаев?

Человек решает, что он все понял  в этой отрасли и начинает делать агрегатор. Для этого он берет 3-4 примера и собирает воедино все функции, какие только можно взять в 1 движок. Далее делается ТЗ, очень долгий проект, запускается проект (это если бюджета хватило), и далее идет непонимание, где трафик и что делать дальше.

Это чем-то похоже на нашу систему образования. Тебя учат 11 лет школы, потом еще 5 лет университета, а потом все — дальше нет лыжни.

Чтобы такого не было, важно сразу представлять хотя бы примерно шаги по развитию агрегатора. И в этом плане я считаю, что надо опираться на партнеров — именно они подскажут, что необходимо их потребителю, как сделать сервис лучше, где у них есть реальная боль.

А что если где-то у нас возникла проблема?

Партнерам не нравится предложение, с трафика нет заказов, покупатели сразу уходят.

В этом случае надо делать разворот. Вы должны поменять свою гипотезу. Неудача — это входная информация для будущего успеха. И это не лирика. Вы просто меняете свое предложение и пробуете заново. Смысл не в том, чтобы не ошибаться, смысл в том, чтобы делать петли обратной связи как можно быстрее. Придумал — проверил — поменял и заново.

Давайте подведем итог.

Во-первых, начните с проработки детального предложения для партнеров — без воды, без лирики, только явные конкретные выгоды и преимущества для работы партнера в агрегаторе.

Во-вторых, пока не получите обратную связь от реальных партнеров, дальше не двигаемся.

В-третьих, набираем ядро лояльных партнеров. Это будут первые пользователи на вашем маркетплейсе.

В-четвертых, создавайте простой прототип и проверяйте его на практике.

П.С. Мы здесь не касались вопроса классического продвижения маркетплейса. Т.е. массового привлечения покупателей через различные каналы. Это большой пласт работ и о нем тоже надо знать. Но если вы не проработали вопрос с партнерами, то не переходите к массовой рекламе. Вы просто потратите бюджет впустую. Сначала решите вопрос с партнерами, затем переходите к покупателям.

Если вам понравилась статья, помогите, пожалуйста с распространением этого материала в Сети.

Подпишитесь на наши новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.