Если вы хоть раз обращались к Алисе или Сири, писали сообщения на сайте компании и получали мгновенный ответ, то вы общались с ботом. В этой статье вы узнаете:

  • Что такое бот;
  • Виды ботов;
  • Польза ботов для бизнеса;
  • Чем боты могут быть опасны;
  • Признаки общения с ботом;
  • Примеры использования ботов в Интернете.

Что такое бот

Бот (сокращенно от «робот») – специальная компьютерная программа, выполняющая заданный перечень действий через интерфейс, взаимодействуя с пользователями.

При этом бот подражает действиям реального человека, поэтому хорошо сделанного бота можно принять за настоящего собеседника. Благодаря автоматизации, реакция (ответ) от бота приходит быстрее, чем мог бы ответить другой пользователь. Из-за этого ботов часто использую для первичного обслуживания клиентов, когда нужно выяснить причину обращения и дать ответы на самые распространенные вопросы или выполнить простые действия (например, активация клиентской бонусной карты). Также боты широко распространены в соцсетях, поисковых системах и некоторых мессенджерах. 

Задачи, которые ставятся перед ботами, обычно простые и главное – выполнить их быстро.

Разнообразность общения зависит от сложности прописанной программы.

Согласно оценкам экспертов, сегодня около половины всего мирового трафика в Интернете приходится на ботов, обеспечивающих выполнение определенных задач.

Типы ботов

Действия, которые выполняют бот-программы, разнообразны. Поэтому в зависимости от сложности программного кода всех ботов можно разделить на:

  • Ограниченные – выполняющие только то, что заложено сразу при написании. Это более дешевый вариант.
  • Саморазвивающиеся – сложные системы на основе нейросети. Они дороже и нуждаются в сопровождении разработчика, но зато более продвинутые и гибко реагируют на запросы пользователей. К таким относится Алиса от Яндекса, например.

В зависимости от сферы применения и заявленного функционала бывают:

  • Чат-боты, которые имитируют реального собеседника, хоть и отвечают заданными заранее фразами.
  • Социальные боты в соцсетях, которые пишут сообщения, лайкают посты, подписываются на аккаунты/группы и вообще создают эффект популярности и активности.
  • Боты для покупок мониторят цены и предлагают пользователю лучшую, настраивают навигацию сайта под запросы.
  • Боты-пауки (поисковики) проверяют содержание сайтов в сети, чтобы помочь поисковой системе оптимально ответить на поисковый запрос.
  • Боты для считывания веб-страниц сохраняют информацию, чтобы её можно было потом использовать офлайн. Не всегда это разрешено владельцем сайта.
  • Боты для мониторинга отслеживают работоспособность ресурса, статистику сбоев и т.п.
  • Боты для транзакций делают это от имени людей, например, во время чат-общения.
  • Боты-загрузчики, чтобы автоматически загружать ПО или приложения, например, в магазинах приложений.
  • Боты билетные сами покупают билеты, а потом согласно настройкам перепродают и направляют прибыль владельцу. Такие боты могут нарушать закон.

Польза ботов для бизнеса

Бот выполняет заданные однообразные функции вместо человека, поэтому ему можно «поручить» сетевую рассылку, регулярное информирование сотрудников о чем-то или приветствие клиента на сайте. Важно только правильно подойти к созданию бота, чтобы клиент не ушел из-за молчания, слишком подробных/поверхностных вопросов или ошибочных ответов. К примеру, от лавины бесполезных уточнений посетитель уйдет с сайта и ничего не купит. 

Зато при этом экономятся средства на отдельного сотрудника, сокращается время ожидания и проявляется внимание к клиенту, а бот в нужный момент переотправляет клиента к менеджеру.

Бот-программы распространены:

  • В техподдержке (в том числе формат 24/7);
  • При расчете стоимости товара;
  • При первичном консультировании клиента, например, какой вид товара выбрать;
  • Во время «подогрева» клиента, подготовке его к покупке;
  • Для развлечения посетителей, например, на многих игровых сайтах или порталах для общения;
  • Для лидогенерации, к примеру, для анкетирования клиентов;
  • Рассылки информации, в том числе коммерческой;
  • Для оформления заказа и прочего.

Кроме этого боты распространены в социальных сетях, а значит с их помощью можно развивать группу, повышать её популярность за счет увеличения охвата аудитории и количества «появлений» в новостных лентах пользователей. При этом боты пишут комментарии, отвечают на комментарии других участников, добавляются в группы, ставят лайки и т.д.

Например, на известной интернет-площадке Aliexpress вас встретит бот Eva и поможет разобраться в основных вопросах.

Что именно будет делать для вас бот, зависит только от вас.

Чем боты могут быть опасны

Не всегда бот-программы используют для помощи и пользы пользователей. Используя ботов, злоумышленник может взломать  ваш компьютер или организовать атаку на сайт, рассылать спам (в том числе вирусный), создавать целые сети ботов – ботнеты – для совершения противоправных действий и многое другое.

Такими вредоносными ботами являются:

  • Спам-боты (собирают контактные данные со страниц и аккаунтов, распространяют рекламный контент).
  • Вредоносные чат-боты (выдавая себя за реальных собеседников, выманивают личную информацию, например, номера кредитных карт).
  • Боты для файлообмена (отвечая на запрос пользователя, например, о фильме, предоставляют ссылку, по которой пользователь «ловит» на свой компьютер вирус).
  • Бот заполнения учетных данных (вводит похищенные ранее имена и пароли пользователей для доступа к чужим учетным записям – взлом страниц).
  • DoS и DDoS-боты (специальные программы для создания чрезмерной нагрузки на сайт, сервер и его остановки).
  • Боты для поиска уязвимости (ищут уязвимости в системе и сообщают о них своему разработчику, а не владельцу системы).
  • Боты для накручивания кликов и просмотров (генерируют вредоносный трафик, делая вид, что пользователь посмотрел рекламу – это мошенничество, которое дорого обходится рекламодателям).
  • Боты для мониторинга трафика (перегружая почтовые серверы, такие программы крадут данные пользователей).

Это далеко не полный список возможных бот-программ, которые киберпреступники могут использовать для кражи данных и финансовых средств, вымогательства, атак на веб-ресурсы и других незаконных способов обогащения. Не стоит забывать, что бот – это только инструмент, а использует его человек.

Рекомендуем прочитать, как можно сделать ваш сайт более защищенным 

Признаки общения с ботом

Боты практически повсюду и они очень похожи на реальных людей. Как же определить, общаетесь ли вы с программой?

Ваш собеседник – бот, если:

  • Отвечает практически сразу – человек так быстро прочесть и сформулировать ответ не сможет;
  • Повторяет вашу фразу или её часть – так имитируется мышление;
  • Пишет полными предложениями без сокращений, значков и смайликов;
  • Повторяет за вами ошибки – одна и та же буква не там, неправильное окончание, построение фразы и т.д.;
  • Просто сыплет ссылками – обычный человек не сможет писать ответ и искать в сети;
  • Не понимает юмора;
  • Задавая много личных вопросов (это иногда нужно для фильтрации или сбора данных), сам о себе ничего сказать не может или отвечает странно;
  • Не в курсе последних новостей и событий;
  • Не может нормально ответить на простой односложный вопрос, например, почему?

Примеры использования ботов в Интернете

Типичным примером чат-бота являются боты «ВКонтакте». Они выполняют множество действий от приёма заказов и организации рассылок до обработки однотипных сообщений, сортировки заявок клиентов и реализации сложных сценариев.

Уже знакомые вам Алиса, Сири, а также Гугл бот – тоже специальные программы, изначально созданные чтобы помочь пользователям при поиске информации. Теперь их функционал увеличился и иногда можно даже пообщаться на отвлеченные темы.

Некоторые сайты для продвижения и раскрутки создают ботов, которые общаются в стиле определенных знаменитостей или персонажей. Например, на Genius National Geographic бот пишет как Альберт Эйнштейн.

В Telegram, популярном мессенджере, также активно применяются боты. С их помощью налаживается обмен сообщениями и файлами, ведутся группы, устраиваются развлечения для пользователей, собирается информация и проч.

О том, как применяется чат-бот на нашей платформе, вы можете узнать здесь

editor

Recent Posts

Cтандартизация задач сотрудника через личный кабинет #личныйкабинет

https://falconspace.ru/blog/sozdanie-arm-dlya-sotrudnikov--razrabotka-lichnogo-kabineta-dlya-sotrudnikov - Как сделать АРМ сотрудника. Личный кабинет сотрудника на сайте

1 день ago

Контроль доступа к ресурсам информационной системы

https://falconspace.ru/blog/sozdanie-arm-dlya-sotrudnikov--razrabotka-lichnogo-kabineta-dlya-sotrudnikov - Как сделать АРМ сотрудника. Личный кабинет сотрудника на сайте

2 дня ago

Что дает личный кабинет для руководства компании?

https://falconspace.ru/blog/sozdanie-arm-dlya-sotrudnikov--razrabotka-lichnogo-kabineta-dlya-sotrudnikov - Как сделать АРМ сотрудника. Личный кабинет сотрудника на сайте

3 дня ago

Почему управление дистанционно вызывает опасение? В сети куча мошенников

https://falconspace.ru/blog/pro-udalennoe-vzaimodeystvie-zakazchika-i-podryadchika - Удаленное взаимодействие между заказчиками и разработчиками

5 дней ago

Удаленное взаимодействие между заказчиками и разработчиками #личныйкабинет

С одной стороны сразу видится кучу выгод от удаленной работы, но как-то страшно и боязно…

6 дней ago

Почему управление дистанционно вызывает опасение? Я могу физически контролировать подрядчика

https://falconspace.ru/blog/pro-udalennoe-vzaimodeystvie-zakazchika-i-podryadchika - Удаленное взаимодействие между заказчиками и разработчиками

1 неделя ago