Введение

Успешная разработка проекта в определенной и значимой степени зависит от грамотной организации взаимоотношений между заказчиком и исполнителем. При правильном выборе вида контракта для проекта, есть шансы свести риски к минимуму и поднять шансы на успешность проекта для двух сторон. Time&Material – один из таких контрактов; модель финансового взаимодействия. Ознакомимся с принципами работы T&M.

Принципы Time and Material

Time&Material – с англ. «Оплата по факту» – характеризуется как процесс выплаты заработной платы за результат, непосредственно связанный с трудозатратами.

Клиент оплачивает проект не за размер выполненной работы, а за человеко-часы, которые использовала команда специалистов для создания и внедрения ПО. За счет этого нет лишних действий, домыслов.

Данная модель дает хорошие результаты тогда, когда сложно определить длительность разработки проекта или тяжело определить полный размер выполненных работ.

Процесс работы с исполнителем делится на несколько шагов по 2-4 недели. Перед новым этапом команда при участии заказчика определяет новые цели и задачи. По окончанию очередного этапа предоставляются выписки и доклады о результатах и трудозатратах.

Любой заявленный шаг может завершиться back-end модификацией, оконченным и рабочим образцом ПО, и в некоторых случаях даже готовой к выпуску версии системы.

Учитывая трудозатраты и почасовую ставку разработчиков команды, клиент оплачивает проект. Оплата труда и условия работы обсуждаются индивидуально в каждом случае. Обычно выплаты происходят поэтапно: раз в месяц, раз в полгода и т.д.

Проекты для Time and Material

У каждого проекта есть особенности, которые способны как облегчить обеим сторонам существование, так и подпортить его.

Обозначим типы проектов для модели Time&Material:

  1. Объемный проект с нуля. Иногда получения большого проекта на выходе требуются максимальные старания кросс-функциональной группы разработчиков от 25 человек, а сроки создания проекта должны длится от 1 года. В подобных ситуациях клиенту выгодно использовать модель T&M. Из-за больших объемов и неопределенного времени работы, спрогнозировать заранее все спецификации очень непросто. Они раскрываются на множестве страниц и корректируются по ходу работы.
  2. Среднесрочный проект с нуля. К подобным работам относятся те, которые разрабатываются длительностью до 6 месяцев. Сюда собирают команды от 5 специалистов. Желательны знания среднего уровня технической документации. Модель T&M дает возможность разработчикам подстраиваться под условия рынка и требования заказчика. Из-за этого четкие спецификации изначально в большинстве случаев отсутствуют. Необходимые нормативы и документация будут написаны в процессе работы или будут первым заданием.
  3. Программа на этапе тестирования, багфикса, обслуживания и доработок. Для разработок с отдельными частями или функциями проекта T&M – это очень практичный вариант. Имея изначальную документацию проекта на руках, в легком для прочтения виде, каждый этап можно описать в ТЗ со всеми деталями.

Достоинства и слабые места в использовании метода Time and Material

Плюсы для исполнителей:

  •         Оплата по факту. Исполнителю положена выплата за действительные затраты труда на проекте
  •         Риски минимальны. При небольших размерах оцениваемой работоспособности бюджет определяется значительно легче. За счет этого при T&M проект оценивается проще.
  •         Концентрация на проекте. Данная модель ценообразования пробуждает у подрядчика азарт и мотивацию быть увлеченным от начала до окончания процесса.
  •         Грамотное распределение ресурсов. Руководителю проектов не выгодно, чтобы его люди, специалисты были без работы или растягивали проекты. Поэтому подрядчики держат команду в определенном режиме: создают календарные графики так, чтоб никто не выходил за их грани.

Минусы для исполнителей:

  •         Корректировка требований заказчика. Используя данный метод, клиент может себе разрешить изменения интерфейса и функционала. Это не всегда удобно. Проектировщику легче один раз получить условия, требования к проекту и действовать по ним от начала до конца.
  •         Отсутствие гарантий. Допустим, работа с проектом была рассмотрена на полгода, но неожиданно у клиента закончились деньги или просто изменились цели, в этом случае команда остается без работы.
  •         Экономичность заказчика. Существует такая категория клиентов, которые будут пытаться сэкономить на проекте. Это вызывает недоверие и споры, в дальнейшем сказываясь на работе проекта.

Плюсы для заказчика:

  •         Финансовое планирование. Данная модель помогает сэкономить потребителю от 15 до 30 % своего бюджета, потому что основная работа разделяется на прозрачные и короткие стадии разработки.
  •         Команда мечты. Клиент имеет возможность отбирать количество людей в команду и квалификацию всех участников для разработки будущей программы вместе с менеджером проекта.
  •         Делегирование. Заказчик контактирует с менеджером проекта, свои требования высказывает ему. Менеджер непосредственно после совместного обсуждения процессов функционально раздает задачи внутри коллектива исполнителей.
  •         Оперативное реагирование. При любой потребности внести в план и объем работ изменения достаточно сообщить о новых условиях менеджеру проекта.
  •         Прозрачная разработка и результат. У заказчика есть доступ к системам учета трудозатрат в режиме 24/7 и управления задачами. Это позволяет ему быть в курсе развития проекта. По мере выполнения каждого из этапов потребитель видит и может использовать промежуточные модификации с некоторыми законченными частями инструментария. Это помогает избежать неприятных казусов в случае длительной разработки и при минимальной обратной связи с клиентом.

Минусы для заказчика:

  •         Недобросовестность подрядчика. Существуют риски наткнуться на нечестную компанию-аутосорсер, специально завышающую настоящие трудозатраты ради получения прибыли. Необходимо очень тщательно и ответственно находить, и выбирать подрядчика и исполнителей, к разбиению проекта на несколько задач, шагов.
  •         Режим 24/7. Чаще всего постоянная связь между подрядчиком проекта и работодателем – грамотное и правильное решение для проекта. Но иногда это может быть и проблемой. Не каждый клиент готов выделять много внимания на проекты в T&M. Время на общение для некоторых из них существенный минус. Но для хорошего качества готового проекта, именно связь с подрядчиком или командой является весомым преимуществом.
  •         Неопределенный бюджет. Клиент всегда несет материальные риски в виде денежных средств, не зная точно какое количество времени уйдет на выполнение проекта или поставленной задачи. Чаще всего так и происходит. Кроме этого, когда заказчик пытается сэкономить на количестве людей в команде, он также повышает свои риски. В дальнейшем получит дополнительные траты на создании проекта.

Вывод

Создание своего рабочего проекта – дело не одного дня. Выбор модели финансового взаимодействия Time&Material может помочь в грамотном подходе, налаживании контактов с рабочей группой. Не забывайте тщательно обдумывать проект со всех сторон, грамотно отнеситесь к выбору подрядчика и консультируйтесь с ним по поводу наиболее выгодной и удобной системы проектного аутосорсинга. Удачи вам в этом нелегком, но увлекательном деле.

P.S. В своей работе мы используем договоры Time and Material поскольку все наши сотрудники работают удаленно. Такой подход кажется нам очень выгодным для обеих сторон. Если вам интересна тема контроля сотрудников удаленно, посмотрите нашу статью о дистанционном управлении компанией.

editor

Recent Posts

Что нужно убрать?

http://falcon.web-automation.ru/ - платформа создания бизнес-приложений в виде личных кабинетов

18 часов ago

В гору или под гору

http://falcon.web-automation.ru/ - платформа создания бизнес-приложений в виде личных кабинетов

4 дня ago

Опросы клиентов – ключевой инструмент для бизнеса

http://falcon.web-automation.ru/ - платформа создания бизнес-приложений в виде личных кабинетов

6 дней ago

Вежливость – бесплатный способ увеличить показатели бизнеса

http://falcon.web-automation.ru/ - платформа создания бизнес-приложений в виде личных кабинетов

2 недели ago

Проблема дисбаланса производства и продаж в сфере услуг

В статье разберем распространенную проблему в сфере услуг: либо слишком мало продаж, либо слишком много.…

2 недели ago

Бекап не нужен, когда все хорошо

http://falcon.web-automation.ru/ - платформа создания бизнес-приложений в виде личных кабинетов

2 недели ago