Удаленная работа

Работа с трудным клиентом на фрилансе

Рано или поздно каждый специалист сталкивается с клиентом, наладить общение с которым гораздо труднее, чем прежде. В этой статье вы узнаете, что делать, если

  • Возникла конфликтная ситуация;
  • Клиент пропал;
  • Клиент не платит;
  • Нет нужной информации от клиента;
  • Недовольство клиента.

Возникла конфликтная ситуация

Конечно, лучше всего выявлять трудных клиентов ещё на этапе переговоров и мягко отказаться от сотрудничества. При этом стоит различать просто конфликтную ситуацию и «токсичного» клиента.

Конфликтная ситуация возможна из-за ошибки любой из сторон, но разрешать её стоит максимально дипломатично (даже если вы 100% правы). Посмотрите на произошедшее с позиции заказчика, вам бы тоже не понравилось получить не то, что хотели. Главное, погасить эмоции и спокойно всё обсудить, попытаться найти компромисс, в конце концов вы партнеры, а не враги. В разговоре не должно быть взаимных обвинений, только факты.

Подтвердить свои слова вы сможете, если фиксировали все договоренности в сообщениях, письмах.

Даже если говорили по телефону, поинтересуйтесь у клиента письменно по пунктам, всё ли правильно поняли.

Если действительно ошиблись вы, то это нужно спокойно признать, предложить варианты исправления ситуации вплоть до возвращения оплаты.

Другое дело, если в целом коммуникация не выстраивается совсем. Вариант «отказаться сразу» хорош, но не будете же вы делать это каждый раз. Проблемы в общении могут возникать по разным причинам:

  • Разные предпочтения в способах связи. Например, вы предпочитаете звонки и голосовые сообщения, а клиент – развернутые электронные письма. Баланс достигается в процессе обсуждения. Возможно, вы с клиентом попробуете оба способа и выберете тот, что эффективнее в вашем проекте.
  • Различия в уровне знаний. Клиент – специалист в своей сфере, вы – в своей. Нормально, что вы знаете и легко понимаете то, что для него сложно. Помните об этом и выстраивайте отношения с учетом этого факта. К примеру, появляется возможность вам или клиенту обучиться, узнать новое. В любом случае это должно быть тактично, без высокомерия и пренебрежения.
  • Разница жизненного опыта. Этот момент важен для понимания, что в различных, особенно стрессовых ситуациях, все люди ведут себя по-разному. Здесь важно определить, действительно человек в трудной ситуации или просто не настроен на продолжение диалога.

Клиент пропал

Обычно заказчик заинтересован в контакте, в своем проекте даже больше исполнителя, но случаются ситуации, когда все попытки связаться ничего не дают, а работа останавливается. Не стоит оставлять попыток связаться. В сообщениях обязательно укажите

  • почему важен ответ клиента
  • поинтересуйтесь, всё ли хорошо (от личных форс-мажоров никто не застрахован)
  • предупредите о приостановке работ из-за его молчания (корректно)
  • уведомьте, что оплата не возвращается, так как проблемы в работе не по вашей вине.

Ваши сообщения должны быть спокойными и профессиональными, выражать вашу уверенную позицию. Если есть возможность, проверьте: клиент не может общаться вообще или конкретно вас игнорирует.

Клиент не хочет платить

Недобросовестный клиент может отказаться платить, мотивируя это своими аргументами, или вообще исчезает после получения услуг.

  • Самое простое: договор или предоплата (см.выше).
  • Если есть возможность, отправляйте выполненные работы с водяными знаками или разрешением низкого качества. После полной оплаты передадите полновесные материалы.
  • Весь процесс переписок хорошо зафиксировать, например, сделать скриншоты.
  • Уточните у клиента вопрос оплаты, может он всё перевел, но произошел сбои и т.п. Или просто закрутился с делами и забыл.
  • Угрожать имеет смысл только в случае заключения договора, иначе это просто пустые слова, а впечатление будет испорчено.

Эти советы не работают с мошенниками, которые изначально не собирались платить. Нужно стараться выявлять их заранее и не связываться.

Клиент не предоставляет информацию

Для выполнения заказанных работ необходимо предоставление конкретной информации от клиента. Если сведения не предоставляются, нужно

  • выяснить причину (может, вы общаетесь с менеджером, который тоже ждет данные от другого отдела ил не так уж заинтересован в результате) – действовать нужно по обстоятельствам
  • обосновать необходимость получения этих сведений
  • обратить внимание, что отсутствие информации приведет к негативным последствиям в проекте, задержкам (обязательно свое предупреждение зафиксируйте!)

Недовольство клиента

Угодить всем всегда на 100% сложно. Важно разобраться в причинах недовольства:

  • ваша вина (признать, исправить, извиниться)
  • проблемы из-за того, что вы не можете контролировать, например, написанный пост не получил нужного охвата аудитории (объективно всё объяснить)
  • придирки со стороны заказчика (аргументы, документы, фиксация переговоров с вашей стороны помогут отстоять свою позицию)

В любом случае не стоит игнорировать клиента в надежде, что конфликтная ситуация решится сама собой, или откладывать её решение. Все ваши действия должны быть взвешенными и продуманными. Предложите клиенту несколько вариантов исправления, но не оставляйте его наедине с выбором, мол сами выбираете, сами отвечаете.

Не пытайтесь переложить вину на другого необоснованно, не ждите коллегу-«волшебника», который всё решит за вас. Ведь это ваш клиент, а значит вам и разбираться.

Если это не ваша вина, то не принимайте обвинения безропотно – разберитесь, может так сложились обстоятельства или клиент ищет возможность не платить.

Правила взаимодействия на фрилансе

Фрилансер иногда сталкивается с большим недоверием со стороны заказчика, потому что за его спиной нет именитой фирмы и коллег-помощников. 

Помимо этого приходится быть предельно осторожным и внимательным при поиске клиентов, чтобы не стать жертвой мошенников или недобросовестных заказчиков. В остальном при выстраивании взаимодействия с клиентом действуют общие правила дистанционных коммуникаций:

  • Определить предпочтительные форматы контактов, при необходимости чередуя или совмещая их;
  • Установить четкий график взаимодействия;
  • Учитывать рабочие привычки свои и клиента;
  • Своевременно предоставлять отчеты;
  • Поддерживать обратную связь на всех этапах;
  • Фиксировать каждый фрагмент переговоров;
  • Принимать во внимание технические особенности и моменты»
  • Относиться к клиенту серьезно, искренне и позитивно.

В любом случае внимательно относитесь к клиентам, оценивайте их в самом начале переговоров, чтобы не тратить время зря.

P.S. Если вас интересует работа для программистов фриланс, посмотрите нашу статью Создание IT стартапа для разработчика ПО. Как начать бизнес IT.

 

Ольга

Recent Posts

В гору или под гору

http://falcon.web-automation.ru/ - платформа создания бизнес-приложений в виде личных кабинетов

3 дня ago

Опросы клиентов – ключевой инструмент для бизнеса

http://falcon.web-automation.ru/ - платформа создания бизнес-приложений в виде личных кабинетов

5 дней ago

Вежливость – бесплатный способ увеличить показатели бизнеса

http://falcon.web-automation.ru/ - платформа создания бизнес-приложений в виде личных кабинетов

1 неделя ago

Проблема дисбаланса производства и продаж в сфере услуг

В статье разберем распространенную проблему в сфере услуг: либо слишком мало продаж, либо слишком много.…

2 недели ago

Бекап не нужен, когда все хорошо

http://falcon.web-automation.ru/ - платформа создания бизнес-приложений в виде личных кабинетов

2 недели ago

Как увеличить выручку компании в сфере услуг

В этой статье мы углубимся в вопрос повышения выручки. Не ждите серебряной пули, которая сделаем…

2 недели ago