Работы вне ТЗ. Что делать с допами от клиента?

Здесь мы рассматриваем случай когда проект работает по схеме “Оплата по Оценке”, а не Time And material. Т.е. когда разработчики на основании ТОЧНОГО задания дают оценку затрат и оплата производится на основании этой оценки, а не фактических затрат (это как раз Time & material). (Научится самостоятельно писать техническое задание можно на нашем курсе создания ТЗ).

Обработка допа

Итак, у клиента появился доп, который не фигурировал в ТЗ. Как его следует обработать менеджеру проекта?

  1. Определить нужен ли доп в целом. Очень много допов от клиента вообще никак не вяжутся с общей канвой проекта. Как это ни парадоксально, но именно клиент является главной угрозой для проекта, а именно стремление впихнуть в проект все и сразу!
    Если вы поняли, что доп является крайне сомнительным, то дайте клиенту честное открытое мнение с обоснованием. Решение в итоге все равно принимать клиенту, но вы должны проявить упорство, если уверены, что это плохой для проекта доп. В крайних случаях подключите и других людей (руководство, лояльных представителей клиента, внешнего авторитета и т.д.).
  2. Зафиксируйте, что это доп. Вы должны добиться с клиентом однозначного понимания, что это доп, а не часть текущего технического задания. Если этого не сделать, то в будущем клиент может повернуть это в свою сторону и вам придется принять это как часть ТЗ.
  3. Дайте клиенту понять, что доп увеличивает сроки и бюджет. Очень важно, чтобы клиент не представлял проект как резиновую перчатку, которую можно раздувать до бесконечности. Если появляется доп – вы оцениваете его и даете клиенту ясно понять что сроки увеличиваются на N дней. На все уговоры сделать быстрее – категоричный отказ. По статистике очень мало проектов делаются быстрее срока. И тому ряд причин – нет данных, заболел разработчик, новые требования, неверное понимание бизнес-логики, ошибки и т.д.
  4. Учитывайте хвост допа. Что это? Например, вы внедряете в интернет-магазин новую CRM. Это может потребовать много неявных доработок, которые вы не учитываете. И тут вы попадаете в капкан. Вы реализовываете, что было по допу, а клиент начинает накручивать функционал, который подразумевается и “без этого мы никак не сможем работать”. Получается конфликт интересов. Ваша главная задача – распознать все хвосты допа и вовремя их озвучить и оценить.
  5. Очень осторожно берите мелкие допы в рамках ТЗ. Иногда хочется сделать приятно клиенту, и реализовать что-то по мелочи в рамках текущего ТЗ. Здесь есть 3 момента
    • Клиент может понять это как “можно и дальше понемногу пропихивать допы”.
    • Могут появиться хвосты этого допа, и клиент уже будет не просить, а требовать исправлять допы.
    • Вы увеличиваете не только время разработки, но и время отладки, тестирования и интеграции. т.е. учитывайте полный цикл внедрения новой незначительной возможности.
  6. Допы и пожелания клиента очень нужны проекту. Без них он не будет развиваться. Вы должны показать клиенту свою готовность реализовать все необходимые и полезные допы. Но при этом вы должны организовать процесс обработки этих допов, а также дать понимание клиенту по этому процессу. Чем яснее будут правила для клиента в плане допов, тем меньше будет трений и недопонимания по их внедрению.

И еще, очень важно чтобы допы согласовались с общей концепцией проекта. Если этого не будет – то в итоге получится несбалансированный проект под фантомного пользователя. А концепция в свою очередь должна четко определять целевую аудиторию проекта.

Руслан Раянов

Recent Posts

Что важно учесть в системе обработки заказов? Проблемы системы заказов

https://falconspace.ru/blog/sozdanie-sistemy-upravleniya-zakazami-v-vide-lichnykh-kabinetov-na-sayte - Система управления заказами на предприятии. Разработка автоматизированной системы заказов

2 недели ago

Ошибки при запуске маркетплейса

Запуск собственного маркетплейса — это захватывающий, но сложный процесс, который требует внимания к деталям и…

2 недели ago

Что такое онлайн система заказов?

https://falconspace.ru/blog/sozdanie-sistemy-upravleniya-zakazami-v-vide-lichnykh-kabinetov-na-sayte - Система управления заказами на предприятии. Разработка автоматизированной системы заказов

2 недели ago

Причины неудачи it проекта

https://falconspace.ru/blog/chto-delat-kogda-startap-ne-poshel - Причины неудачи it проекта. Как реанимировать веб-проект?

2 недели ago

Меры по обеспечению доступности сайта

https://falconspace.ru/blog/kak-zashchitit-sayt--obespechenie-informacionnoy-bezopasnosti-sayta - Как защитить сайт? Обеспечение информационной безопасности сайта

3 недели ago

Меры по обеспечению целостности информации на сайте

https://falconspace.ru/blog/kak-zashchitit-sayt--obespechenie-informacionnoy-bezopasnosti-sayta - Как защитить сайт? Обеспечение информационной безопасности сайта

4 недели ago