Планируя создать свой веб-ресурс, вы сталкиваетесь с необходимостью продумать и наладить логику бизнес процесса. В этой статье вы узнаете:
- Что такое бизнес-логика;
- Чем бизнес-логика отличается от UX-дизайна;
- Как выбрать бизнес-логику.
Что такое бизнес-логика
Бизнес-логика (применительно к IT-сфере) – правила и принципы, которые определяют работу и взаимодействие прикладных функций конкретной информационной системы.
Т.е. именно она определяет, как IT-продукт должен работать технически. Ещё её называют логикой предметной или прикладной области.
Например, к сфере бизнес-логики принадлежат алгоритмы автоматической отсылки сообщений об окончании этапа или всего проекта контролирующему лицу, формулы расчёта финансовых выплат и т.п.
При разработке и моделировании продукта бизнес-логику описывают как
- Текст
- Различные алгоритмы
- Диаграммы деятельности и перехода состояния
- Аналитические модели предметной области и т.п.
При анализе и проектировании продукта логика бизнес процесса представлена в виде классов (если применялись объектно-ориентированные языки), а также как процедуры и функции (если процедурные языки).
Также под бизнес-логикой могут подразумеваться те программные модули, которые её осуществляют.
Чем бизнес-логика отличается от UX-дизайна
Как правило, под UX-дизайном понимают пользовательские сценарии поведения продукта. В отличие от бизнес-логики, отвечающей за техническую функциональность, он решает, насколько пользователю будет комфортно пользоваться разработанным продуктом на основе определенных поведенческих моделей.
UX-дизайн может стать частью бизнес-логики, это то, что увидит человек, в то время, как бизнес-логика – весь механизм работы в целом.
О возможностях организации бизнес-логики можно прочитать в хранимых процедурах SQL Server здесь.
Как выбрать бизнес-логику
Организация и дальнейшая настройка бизнес-логики продукта (например, сайта) зависит от ваших потребностей, сложности будущего проекта и профессионализма разработчика. Обычно выделяют три основных подхода:
- Функциональный – самый простой и типовой, но не подходит, если нужна сложная логика. При таком подходе сложно в будущем развивать систему. Также называется сценарием транзакций.
- Объектный – самый сложный, ресурсозатратный, для объемных и сложных систем. На его основе удобно дальше развивать продукт, но чтобы реализовать этот подход, нужен опытный разработчик, уже имеющий опыт в такой работе. Второе название модель предметной области.
- Смешанный – при сочетании простоты и гибкости не является универсальным, потому что эффективность определяется сферой разработки. Не для всякого продукта хватит заявленной гибкости.
Поскольку применяемая логика бизнес процесса напрямую влияет на качество разрабатываемого продукта, то учитывать нужно много факторов:
- Опытность разработчика;
- Стабильность тех функций, которые должен выполнять продукт;
- Уровень сложности задач, которые стоят перед системой;
- Среда разработки будущего продукта.
При создании веб-платформы Falcon Space мы постарались сделать максимально гибкий инструмент для внедрения изменений в бизнес-логику. Пример внедрения функционала можно посмотреть здесь.