Сегодня большая часть населения активно пользуется ресурсами сети Интернет. Подключиться к сети возможно только прибегнув к услугам провайдеров. В этой статье вы узнаете:
- Что такое провайдер;
- Уровни провайдеров;
- Принципы работы провайдера;
- Какие сведения доступны провайдерам;
- Как выбрать провайдера.
Что такое провайдер
Провайдер – организация, на платной основе предоставляющая доступ к сети Интернет и гарантирующая качество и скорость соединения.
Помимо этого провайдер может предлагать услуги телевидения, мобильной связи или online-сервисов для просмотра фильмов и хостинга.
Конечно, для подключения к Интернету нужны и другие устройства: компьютер/смартфон, роутер (маршрутизатор), коммутатор.
Первые фирмы-провайдеры, как и Интернет, появились в США в 1990-х годах и использовали телефонные линии. Соединение проходило тогда крайне медленно, но технологии активно развивались, как росли сети интернет-магистралей. В 2000-х для подключения пользователей стали применять технологию передачи цифровых данных DSL, однако по-прежнему по телефонным проводам – широкополосным/высокоскоростным доступом. Затем развитие технологий привело к появлению кабельного интернета, и наконец оптоволоконных линий связи и спутникового интернета.
Уровни провайдеров
По уровню охвата пользователей провайдеры делятся на:
- Глобальных – владеющих главными, крупными интернет-магистралями. Так подключаются материки. Ещё их называют операторами 1-го уровня. Всего в мире 16 таких компаний-провайдеров. Например, Level 3, Verizon или Tata Communications. Именно они прокладывают центральные кабели, преимущественно подводные, по которым идут основные сетевые потоки данных.
- Государственных – владеющих магистралями в рамках одного государства. Являются провайдерами второго уровня, их называют ещё национальными компаниями. Например, «Ростелеком» и «Транстелеком».
- Региональных – подключающих своих пользователей в рамках города/региона к государственному провайдеру. Это провайдеры третьего уровня.
Раньше разделяли интернет и мобильных провайдеров, но сегодня практически все они смешанные. Например, МТС, БиЛайн, Ростелеком и т.д.
Суть провайдера. Принципы работы провайдера
Доступ в интернет предоставляется пользователям его провайдером, который в свою очередь связывается в точках обмена трафиком с провайдером более высокого уровня. Т.е. глобальный провайдер продает трафик государственному, а тот – региональному и т.д.
Клиент через свое устройство подключается проводным или беспроводным соединением к сетевому оборудованию провайдера. Так как все сведения для облегчения передачи пакуются в специальные пакеты (например, 256 байт), при подключении нужный набор пакетов отправляется пользователю самым быстрым маршрутом. Этот маршрут как раз и определяет оборудование провайдера.
По сути провайдер продает пользователю выделенный канал во всемирной сети с определенной скоростью соединения.
Провайдер заинтересован в том, чтобы подключение было быстрым и стабильным. Его задача обеспечить, чтобы отправляемые и получаемые пакеты нигде не потерялись. Кроме того, компания обязана производить ремонт и замену оборудования, предоставлять техническую поддержку.
Подключение может происходить через телефонную линию (устаревшая технология) с помощью DSL-модема, по оптоволоконным кабелям (с помощью пучка света в специальном стеклянном стержне), витой парой (скрученным из пар мелких проводов кабелем), мобильным и спутниковым интернетом. Также возможно подключение по технологии WiMax, своеобразном аналоге большого Wi-Fi роутера.
Какие сведения доступны провайдерам
Предоставляя пользователю канал связи с мировой сетью, провайдер видит в своей сети только:
- Домены веб-ресурсов;
- Устройства и браузеры;
- Приблизительное расположение устройства пользователя.
Это при условии, что клиент заходит на безопасные зашифрованные сайты (https).
Если же сайты незашифрованные, то провайдерам доступны:
- Веб-страница, дата и время посещения;
- История запросов в поисковике;
- Электронные письма;
- Заполненные формы на сайтах, в том числе пароли;
- Содержание страниц соцсетей и т.д.
При этом режим инкогнито никак не мешает провайдеру всё это отслеживать. На этом, например, основывается режим использования истории просмотров. Однако, каждая компания-провайдер соблюдает правила конфиденциальности, означенные договором с клиентом и законодательством. Кроме того, для круглосуточной слежки понадобилось бы специальное дорогостоящее оборудование для сбора и хранения.
Как выбрать провайдера
На сегодняшний день на рынке услуг отсутствует монополия, поэтому можно выбирать, ориентируясь на цену, которая вам подходит. Кроме этого при выборе важна скорость соединения, хотя обычно варианты предлагаются при проводном подключении.
Обратите внимание на способ подключения. Проводной даст большую скорость и стабильность по сравнению с беспроводным. Для проводного подключения применяются три основные технологии: ADSL (телефонный кабель), FTTx (до подъезда оптоволокно, а в квартиру/офис – витая пара), GPON (полностью оптоволокно). Последний вариант самый дорогой, но и самый качественный на сегодня.
Перед заключением договора с провайдером стоит сразу определиться, нужны ли дополнительные услугу. Например, пакет с IPTV или аренда необходимого оборудования вместо дорогостоящей покупки.
Не стоит игнорировать и отзывы других пользователей.
Тем не менее технологии продолжают развиваться и провайдеры предлагают своим клиентам все больший спектр услуг.