Для того, чтобы успешно работать на фрилансе, мало быть просто хорошим специалистом. Нужно ещё уметь находить клиентов и выстраивать с ними взаимовыгодные отношения. В этой статье вы узнаете:

  • Кто такой фрилансер простыми словами;
  • Как стать фрилансером;
  • Как найти клиентов на фрилансе.

Кто такой фрилансер простыми словами

Фриланс (от англ. freelance) – особый способ организации работы, при котором специалист работает с разными заказчиками, выполняет оговоренный объем работ, но не входит в число штатных сотрудников, т.е. работает сам на себя. При этом фрилансер сам решает, за какой заказ взяться, как спланировать рабочее время и где будут выполняться работы. Условия и задачи, которые нужно выполнить, фрилансер оговаривает с клиентом, а потом регулярно отчитывается о выполнении заказа. Простыми словами это свободный специалист, которого можно привлечь для выполнения разовой задачи или поручать ему выполнение тех работ, для которых нет смысла нанимать постоянного работника в штат. 

Подробнее о том, что такое фриланс

Как стать фрилансером

Стать фрилансером значит начать работать на себя. Сделать это может каждый, даже если нет опыта работы. Например, студенты или находящиеся в длительном отпуске. При необходимости можно совмещать официальную работу с фрилансом. На первых порах такой подход может помочь, потому что создает «подушку безопасности», пока идет наработка портфолио и формируется клиентская база.

Юридически фрилансер может оформиться как самозанятый или как индивидуальный предприниматель. Имея официальный статус и возможность заключать договоры, легче выстроить отношения с клиентами. Кроме того договор станет дополнительной гарантией безопасности для обеих сторон, а также весомым аргументом в случае конфликта.

Как найти клиентов на фрилансе

Фрилансер работает самостоятельно, а значит, сам ищет заказчиков на свои услуги.

У каждого опытного фрилансера уже есть свои проверенные методы и наработанная клиентская база. Но что делать, если вы только начали и ищете первых клиентов?

  • Определиться со сферой деятельности и продумать несколько вариантов резюме под разные типы заказов. Хорошо, если уже есть портфолио из выполненных работ.
  • Подключить к поиску близких и знакомых. Многие процессы перешли в сферу высоких технологий и дистанционного общения, но рекомендации реальных людей до сих пор очень важны. К тому же им первым могут понадобиться ваши услуги. Например, если ваша тетя решила продавать свои вязаные изделия, и ей для этого нужен свой сайт. Услугу можно предоставить бесплатно, попросив рассказать всем о вас или написать отзыв/рекомендацию в соцсети.
  • Социальные сети тоже предоставляют много возможностей для рекламы своих умений и поиска клиентов. Это могут быть тематические сообщества или просто хорошо продуманная информация в вашем профиле. Так можно найти не только заказчиков, но и единомышленников.
  • Специализированные каналы в Telegram, на которых, как и в соцсетях, собирается заинтересованная аудитория. Например, CG Freelance или Премиум удалёнка. Кроме того есть возможность подключаться к узконаправленным чатам, к примеру, созданным для участников конкретного бизнес-мероприятия. В них тоже можно размещать информацию о предоставляемых услугах. Сами мероприятия, если они проходят в вашем регионе, тоже помогут в поисках первых клиентов. В живом общении легче установить контакт с собеседником.
  • В собственном блоге вы сможете разместить полную информацию о себе и своих возможностях, выложить портфолио и наладить общение с пользователями. Публикация постов о том, как вы работаете, например, с некоторыми рекомендациями и лайфхаками, привлечет внимание и подтвердит ваш профессионализм. Собственные вебинары и мастер-классы также покажут ваше мастерство и позволят клиентам предварительно оценить возможность сотрудничества.
  • Если специализация позволяет, вы можете обратиться с предложением своих услуг к другим блогерам. 
  • Комментарии к профильным материалам и статьям, в которых вы просто и со знанием дела отвечаете на вопрос или даете совет по решению проблемы, также позволят узнать о вас. Главное в этом случае – не скатываться в спам с надоедливыми предложениями нанять именно вас.
  • Если есть возможность, можно заказать таргетированную и контекстную рекламу. В этом случае о вас может узнать большое количество людей и кто-то обязательно обратится с заказом.
  • Популярным способом поиска клиентов остаются биржи фриланса, особенно для новичков. На таких площадках много заказчиков, поэтому есть выбор. Но и конкуренция тоже высока, так что, возможно, пока не наберетесь опыта, придется даже занижать стоимость своих услуг. В будущем это окупится. Например, Freelance.ru, Weblancer.net. Fl.ru подойдет для программистов, Seo-специалистов или копирайтеров. Большинство заказов, как правило, одноразовые, но можно найти и клиента с перспективой долгосрочного сотрудничества 
  • Ещё одним способом поиска клиентов станет сотрудничество с агентством или фирмой, работающими в той же сфере. Сотрудничество может принести доход вам и прирост прибыли им, если вы действительно хороший специалист.

 

Не стоит ограничиваться только одним способом, гораздо выгоднее комбинировать несколько тех, которые подходят вам и вашей сфере деятельности. 

Помимо этого имеет смысл изучать технологии продвижения продукта и поиска клиентов, читать тематические посты и знать все последние тенденции рынка.

И самое главное – не опускать руки, если первая попытка не принесла ожидаемого результата.

Какой бы из способов поиска первых клиентов вы не выбрали, важны ответственность и качество выполняемых работ. Только в этом случае клиенты и сами будут к вам возвращаться, и рекомендовать другим.