Продвижение агрегатора – с чего начать раскрутку маркетплейса
Довольно часто наблюдаю с одной стороны забавный, а с другой стороны грустный момент. Мысли заказчика строятся таким образом, что вот сделаем агрегатора, запустим и люди толпами будут ломиться на площадку. Обязательно надо сделать капчу – иначе куча спама завалит вас. Защиту от ботов, IP-блокировки и т.д.
Страшная правда заключается в том, что первые 3-6 месяцев вообще никто не будет посещать ваш сайт, если не приложить заранее некоторые усилия.
Некоторые более продвинутые люди понимают, что необходимо вкладываться в трафик и без этого никакой агрегатор никогда не заработает.
Еще более продвинутый тип – это когда вы планируете продвижение, всю семантику заранее – т.е. до начала разработки. Сразу определяется маркетинговый план и имеете хорошее предложение для всех сегментов целевой аудитории.
В этой статье я расскажу свое видение насчет первичной раскрутки агрегатора. Продвижение агрегатора начинается задолго до начала написания кода и даже до начала написания ТЗ. Если вы пропускаете эти моменты – это не значит, что вас ждет неудача. Это значит, что ваши риски повышаются.
Обычно пользователей маркетплейса можно разбить на 2 группы – Покупатели и Подрядчики. Важно правильно их воспринимать. Подрядчики – это ваши партнеры, с которыми вы вместе делаете бизнес и удовлятворяете потребности Покупателей. Это очень важная мысль, и именно от нее мы будем дальше отталкиваться.
Первое, что вам необходимо сделать – это сформулировать предложение для партнеров. Что вы предлагаете партнерам в сухом остатке? Какое будет ваше вознаграждение? Зачем ему работать через вас, а не просто напрямую с покупателем? В чем ваша добавленная ценность?
Допустим вы сделали такое предложение. Что дальше?
Дальше его надо показать партнерам! Просто идем к лояльным партнерам и спрашиваем их про это предложение. На данном этапе ваша задача не продать (некоторые здесь поспорят), а получить ядро лояльных партнеров, которые заинтересованы в проекте.Не имея такого ядра партнеров, вы будете двигаться вслепую. С другой стороны, имея подобных лояльных партнеров, вы можете проверять многие свои гипотезы, выборочно тестировать что-то на их клиентуре.
Как вы понимаете, мы пока вообще не говорим о технической части проекта. Пока у вас есть всего лишь презентация проекта для партнеров и excel файл для учета партнеров.
Если ваше предложение интересно партнерам – то двигаемся дальше. Создаем миниприложение. Это может быть просто лендинг с небольшим каталогом. Это может быть какое-то коробочное решение. Здесь важно сделать не полноценный продукт, здесь важно проверить работоспособность идеи на простом, но реальном процессе обработки покупателя.
Сделали прототип? Запускаем трафик.
Сделайте 1000 кликов в контекстной рекламе и посмотрите на результат.
Согласитесь, пока ваши затраты относительно небольшие. Вы потратили много времени на работу с партнерами, но согласитесь, это очень полезная трата – вы узнали много полезной информации.
Прототип можно сделать за 50-150 тыс. руб., что для подобного проекта совсем малые деньги. Ну и запуск рекламы на 1000 кликов – это тоже совсем небольшие расходы (от 10 до 50 тыс. руб.).
Зачем нам все это нужно было?
Чтобы проверить идею на малом объеме. Не чтобы заработать.
И вот теперь, когда у вас есть некоторая статистика, какой-то результат, можно начинать планировать основной проект разработки.
Также можно более агрессивно подключать новый партнеров – ведь у вас уже есть что-то на руках (не просто презентация, а отклик реального рынка).
Думаю большинство ожидало здесь увидеть, что-то про SEO, SMM и так далее. Это всего лишь инструменты. Сами по себе они ничего не решают. Важно задать правильный процесс проработки агрегатора, и уже по мере необходимости использовать те или иные инструменты.
А как обычно делается проект в большинстве случаев?
Человек решает, что он все понял в этой отрасли и начинает делать агрегатор. Для этого он берет 3-4 примера и собирает воедино все функции, какие только можно взять в 1 движок. Далее делается ТЗ, очень долгий проект, запускается проект (это если бюджета хватило), и далее идет непонимание, где трафик и что делать дальше.
Это чем-то похоже на нашу систему образования. Тебя учат 11 лет школы, потом еще 5 лет университета, а потом все – дальше нет лыжни.
Чтобы такого не было, важно сразу представлять хотя бы примерно шаги по развитию агрегатора. И в этом плане я считаю, что надо опираться на партнеров – именно они подскажут, что необходимо их потребителю, как сделать сервис лучше, где у них есть реальная боль.
А что если где-то у нас возникла проблема?
Партнерам не нравится предложение, с трафика нет заказов, покупатели сразу уходят.
В этом случае надо делать разворот. Вы должны поменять свою гипотезу. Неудача – это входная информация для будущего успеха. И это не лирика. Вы просто меняете свое предложение и пробуете заново. Смысл не в том, чтобы не ошибаться, смысл в том, чтобы делать петли обратной связи как можно быстрее. Придумал – проверил – поменял и заново.
Рекомендуем изучить нашу статью, где мы подробно рассмотрели риски проекта создания сайта.
Давайте подведем итог.
Во-первых, начните с проработки детального предложения для партнеров – без воды, без лирики, только явные конкретные выгоды и преимущества для работы партнера в агрегаторе.
Во-вторых, пока не получите обратную связь от реальных партнеров, дальше не двигаемся.
В-третьих, набираем ядро лояльных партнеров. Это будут первые пользователи на вашем маркетплейсе.
В-четвертых, создавайте простой прототип и проверяйте его на практике.
Мы здесь не касались вопроса классического продвижения маркетплейса. Т.е. массового привлечения покупателей через различные каналы. Это большой пласт работ и о нем тоже надо знать. Но если вы не проработали вопрос с партнерами, то не переходите к массовой рекламе. Вы просто потратите бюджет впустую. Сначала решите вопрос с партнерами, затем переходите к покупателям.
P. S. Мы подготовили серию статей про продвижение агрегатора, в которой подробно рассмотрены вопросы маркетинга, внутренней и внешней оптимизации работы агрегатора.
Посмотреть демо товарного агрегатора
Посмотреть демо площадки услуг (выбор подрядчика на проект)