Сложно переоценить важность принципов при создании таких крупных сайтов как маркетплейс, электронная торговая площадка (ЭТП) или портал. Выберите свой набор принципов и строго следуйте ему при принятии сложных решений.
В этой статье мы приведем наши принципы, которые доказали свою эффективность на практике. Разработка агрегатора – довольно трудоемкая задача. Следование этим принципам убережет вас от многих неприятностей.
Нет времени читать? Скачайте Краткий аудиокурс по созданию агрегаторов.
Разработка маркетплейса: 6 принципов создания успешного проекта
Принцип 1. Использование MVP (minimal viable product).
Сначала проверяем свою идею на прототипном решении и предлагаем его целевой аудитории. Не нужно сразу создавать продукт, переполненный функциями и настройками. Вы будете делать сайт 2-3 года, а после может оказаться, что он никого не интересует. Ваша задача – определить минимальный набор функций, который нужен клиенту для выполнения его бизнес-задач. Вы запускаете этот продукт. Если реальность такова, что клиенты начинают им пользоваться, то вы наращиваете его. Если не пользуются, то делаете изменения в своей концепции.
Принцип 2. Макетирование и проработка одной упрощенной версии продукта.
Разработчикам и клиентам не просто общаться. Зачастую они друг друга не понимают. И очень важно не преуменьшать этот фактор. Иначе в итоге вы получите совсем не то, что вы хотели. Самый простой выход – общаться картинками. Сделать макет может любой человек. Картинки понимает и разработчик, и заказчик. Дайте разработчику картинку и свои пояснения как это должно работать. И тогда вероятность получить то, что вы хотите, гораздо выше нежели туманный общий текст или “сделайте как у Яндекс.Авто”.
Принцип 3. Непрерывный процесс развития проекта.
Нет конечной даты разработки продукта. Сайт постоянно развивается на основе обратной связи от пользователей. В начале не нужно делать на весь проект подробное техническое задание (ТЗ) . Сделайте детализированное ТЗ на финальную версию. Реализуйте это ТЗ, внедрите, получите обратную связь и пишите новое ТЗ.
Глубокое заблуждение считать, что если вы сделали движок, то он будет таким всегда. Ничего подобного! Уже в процессе разработки вы будете вносить изменения. А в случае эксплуатации идеи будут приходить каждый день.
Принцип 4. Ценность сети пропорциональна квадрату ее численности.
Ваша задача постоянно увеличивать численность людей, использующих маркетплейс. Чем больше людей есть на маркетплейсе, тем более она привлекательна для клиентов и исполнителей. Важный нюанс – в общем количестве существенно количество активных пользователей. Т.е. количество умноженное на активность дает истинную ценность сети. Какой смысл в том, что у вас есть 10 000 неактивных пользователей?
Принцип 5. Непрерывное выявление и нейтрализация затруднений пользователя в основных бизнес-процессах (принцип ручья).
Представьте ручей, он течет, если только удалены все препятствия на его пути. Ваша задача – постоянно искать эти препятствия на разных этапах взаимодействия пользователей с сайтом. Сделайте регистрацию настолько простой, чтобы любой мог зарегистрироваться . Сделайте процесс арбитража максимально понятным, безболезненным и быстрым. Ищите острые углы и сглаживайте их.
Принцип 6. Стартап маркетплейса – это именно разработка, программирование, а не сборка из готовых модулей.
Приготовьтесь к полному циклу разработки – требования, проектирование, кодирование, тестирование и отладка, внедрение. Не ждите, что продукт сразу будет без ошибок (как сайт-визитка на WordPress). Подход разработки кардинально отличается от подхода сборки на готовой CMS. При создании крупного сайта-агрегатора больше сроки, больше бюджет, больше багов, дольше и сложнее идет внедрение. А все потому, что это создание нового продукта, а не настройка существующего.
Мы подробно рассмотрели как работают торговые площадки. Также вы можете посмотреть скрипт маркетплейса на нашей платформе.
Руководствоваться этими принципами или нет – это ваше дело. Однако практика показывает, что применение этих принципов значительно снижает риски проекта и упрощает взаимодействие между заказчиком и группой разработки.
Если вы в начале пути – создавайте концепцию маркетплейса. Этот шаг нельзя пропускать.
В нашем лице вы найдете надежного помощника в воплощении этой концепции и создании маркетплейса.