Предположим, у вас есть небольшой сайт, как сделать анализ работы сайта? Вы не программист и не продвиженец. У вас нет штатного веб-аналитика. И у вас есть потребность понять, что происходит на сайте:

  • почему не покупают,
  • куда уходят пользователи,
  • как они взаимодействуют с вашим сайтом.

В этой статье мы разберем базовые вещи веб-аналитики, которые уже сегодня вы можете отслеживать на своем сайте.

Анализ работы сайта начинается с установки счетчика Яндекс.Метрики

Первое, что вам нужно – поставить Яндекс.Метрику, – попросите об этом человека, который сделал ваш сайт.

В итоге вы заходите в Яндекс.Метрику, выбираете свой проект (по названию сайта) и видите примерно следующую картинку.

Основная страница Яндекс.Метрики
Основная страница Яндекс.Метрики

В вашем случае могут быть отличия, т.к. панель настраивается под свои нужды. Важный момент – в верхней части страницы сразу выберите нужный диапазон аналитики – неделя, месяц и т. д.

Слева есть меню с различными инструментами анализа. Сейчас для вас главные это:

  • отчеты / стандартные отчеты,
  • Вебвизор,
  • карты / карта кликов и карта скроллинга.

Базовые понятия для анализа работы сайта

Введем несколько важных понятий.

Посещение – человек пришел и гуляет по вашему сайту (сеанс посещения).

Уникальный пользователь – пользователь, который зашел на ваш сайт (не равно посещению, т. к. один пользователь может зайти утром, потом вечером, потом еще ночью ненадолго зайти и т. д. Пользователь один, а посещений несколько).

Отказ – событие, когда пользователь зашел и сразу вышел с вашего сайта. Это значит, что ему что-то не понравилось или ваш контент не подошел ему (ищет он тапки, а не сапоги).

Основные стандартные отчеты Яндекс.Метрики

Пробегитесь просто по всем стандартным отчетам, пока пропуская то, что неясно.

Назовем главные отчеты и как их можно использовать.

Источники/Сводка

Откуда приходит ваш заказчик. Постепенно вы будете привлекать разные каналы продвижения и этот отчет будет все более и более актуальным для вас. Вы можете отследить, какой канал имеет больший процент отказов.

Источники/Поисковые запросы

По каким запросам вас находят в сети. Ваши ли это запросы? Если нет, то что-то надо делать с контентом на сайте.

Содержание/Популярное

Это самые посещаемые страницы сайта.

Содержание/Страницы выхода

Страницы, с которых посетитель покидает ваш сайт. Если это статья, то хорошо бы подсунуть посетителю ссылку на релевантную (подходящую) статью. Если человек выходит со страницы, значит, – он не нашел продолжения действия на вашем сайте. В идеале он вообще не должен закрывать ваш сайт, а должен переходить по ссылкам, открывать в новых вкладках и т.д.

Технологии/Разрешения экранов

Ориентируйтесь на процент отказа. Вы можете сразу понять, на каких экранах у вас проблемы. В нашем примере видно, что самый большой процент отказов происходит на малых экранах в 360 пикселей.   

Аналитика по размеру экрана устройств
Отчет по разрешениям экранов выявляет проблемные для сайта устройства

Технологии/Браузеры

Отчет позволит понять кроссбраузерная ли у вас верстка или нет. Если нет, то будут большие проценты отказов. Ориентируйтесь на посещаемость. Если было 2 посещения за квартал со старого браузера, например, Internet Explorer 8, то ничего страшного.

Аналитика по браузерам
Отчет по браузерам выявляет проблемы кроссбраузерности

В нашем примере видно, что больше все отказов идет с Safari Mobile – это те, кто заходят со смартфонов Apple iPhone. Но параметр не разительно отличается от других. Нет повода для паники.

Особое внимание уделяйте процентам отказа и времени на сайте, эти характеристики говорят вам о том, насколько интересен сайт потребителю.

Процент отказа сильно зависит от аудитории и отрасли. Но в целом по нему вы можете понять, что, например, если вы вкладываете 100 000 рублей в рекламу, а она дает 30% отказов, то это значит, что 30 000 рублей уходят просто в песок – человек пришел, посмотрел и сразу ушел. Вы его потеряли.

Вебвизор

Вебвизор позволяет вам подсматривать за своими посетителями. Возьмите поп-корн и просто смотрите фильм “Юзер возвращается”. По ходу просмотра у вас наберется куча правок и идей, которые надо внедрить на сайт. Просто смотрите и фиксируйте. В первую очередь обращайте внимание на поисковую фразу, по которой пришел посетитель. Эти записи особенно ценны, т.к. вы знаете четко, с какой потребностью пришел человек. Это позволит вам понять, насколько ваш сайт отвечает его запросу.

Также особое внимание делайте на малые посещения – в них человек быстро “что-то не нашел” – это хороший повод проанализировать, что на сайте не так.

Пример отчета Вебвизора
Отчет Вебвизора по посещениям пользователей

Карта скроллинга

Карта скроллинга показывает, как пользователь прокручивает страницу сайта, на чем останавливается. Там, где желтое и красное – это зоны наибольшего внимания. Там, где синее – пользователь особо не смотрит. Ваша задача сделать свою карту скроллинга для выбранной страницы максимально плавной, переходящей равномерно от красного к желтому, потом зеленому и затем к синему.

Карта скроллинга главной страницы сайта

Находите резкие переходы, анализируйте почему они возникают. Находите синие полосы – может этот контент не интересен вашей аудитории?

Карта кликов

Позволяет понять, куда кликают ваши пользователи на странице, что больше всего их интересует и какие у них ожидания относительно работы функционала на сайте.

Карта кликов
Карта кликов показывает наиболее интересные для пользователей места на сайте

На скрине видно, что большинству посетителей сайта интересен раздел Проекты. Именно ему мы должны уделять особое внимание.

Оптимизация сайта на основе выдвижения гипотез

Делая анализ работы сайта, обязательно делайте предположения, гипотезы насчет того, как улучшить сайт. Вы замечаете некоторые артефакты по аналитике и делаете предположение, а чем это вызвано? Можете быть этим? Давайте поправим и через недельку заново посмотрим на этот показатель. Фиксируйте свои гипотезы, внедряйте доработки и заново проверяйте. Это итеративный бесконечный процесс улучшения.

Также читайте более свежую статью на эту тему – Веб-аналитика площадки