Очень важно понимать, где ты находишься. Не в смысле, где на карте находишься, а в плане своих метрик, показателей. Кто-то из великих сказал, что невозможно улучшить то, что нельзя измерить. Это относится и к бизнесу. Необходимо постоянно замерять свой успех (т. е. успешность бизнеса), чтобы понимать, правильно вы движетесь или нет.
Очень часто всякие инфобизнесы ловят людей на такую фишку как “Про нас написали в Forbes” или “Мы были на Первом канале”. Конечно, это может быть для кого-то фактором успеха. Но по большому счету, какая разница вам от того, что о вас упомянули в каком-то журнале? Или вас пригласили к Андрею Малахову? Да, это льстит вашему эго. Но для бизнеса является ли это каким-то значимым результатом? Если не это, то что тогда? Кто является ключевыми показателями бизнеса?
Составляющими бизнеса являются риски, возможности и процессы эту парадигму мы подробно разобрали в предыдущей статье.
Показатели успешности бизнеса
Я бы выделил следующие показатели:
Прибыль
Наверно не секрет, коммерческие предприятия создаются в первую очередь не для того, чтобы занять чем-то рабочее население, а для того, чтобы делать прибыль. Если вы думаете по-другому, напишите обоснованное возражение. Есть некоммерческие или государственные организации, которые занимаются всем остальным. Если прибыль падает, то что-то не так. Если прибыль есть, то это хорошо. Это основной простой показатель деятельности любой коммерческой конторы.
Показатели производства
Это то, насколько много вы производите своей продукции или оказываете услуг. Не в денежном выражении, а в количестве проектов, количестве положительных откликов потребителей, количестве обслуженных людей, количестве открытых точек. Производство и продажи – это по сути запаздывающие показатели для прибыли. Нет смысла все время думать о показателе премии – она вам не подвластна напрямую, но вы можете влиять на свое производство, менять линейку услуг, нанимать других людей и т. д.
Качество
Как говорил Эдвард Деминг, качество – это то, что в долгосрочной перспективе помогает выиграть конкурентную борьбу. Вы должны постоянно и непрерывно улучшать качество своих услуг. Замеряйте качество. Качество – многогранное понятие, которое состоит из кучи факторов.
Возьмем любимый всеми пример – Макдоналдс. Вы можете ненавидеть их в целом, но это не должно мешать учиться у них. Я бы выделил следующие составляющие их качества:
- скорость обслуживания. Она очень высокая по сравнению с другими заведениями. Учитывайте их гигантский трафик.
- постоянство. Куда бы вы ни пришли в Макдоналдс (другие города и страны) – везде примерно одинаковый уровень еды и сервиса.
- безопасность. Придя в Мак, вы, скорее всего, не отравитесь. А это важно.
Выделите для себя, что для вас есть качество. А лучше спросите у своих заказчиков. Все их жалобы и рекламации подскажут вам, на что в первую очередь надо обратить внимание.
Получились не совсем 3 главных показателя успешности бизнеса, а правильнее сказать 3 группы показателей.
P.S. В плане прибыли хорошо бы считать еще ROI – это возврат на вложенные инвестиции. Рассчитывается как (доходы – расходы)/расходы * 100%. Т. е. это относительная величина, которая позволяет вам понять, как отбивается каждый вложенный вами рубль. В отдельных статьях мы будем разбирать различные типы метрик бизнеса более детально.