Решили создать сайт для своей компании, тогда стоит заранее продумать множество важных моментов. Новый сайт с одной стороны должен дать каждому посетителю нужную для достижения цели информацию, а с другой – быть приятным по дизайну и понятным в каждом действии. Поэтому важным этапом разработки веб-сайта стоит сделать тестирование удобства использования. Обычный пользователь сети привык, что может быстро разобраться, как работает веб-сайт. Большая часть посетителей не потратит время на то, чтобы найти сайт, который нельзя использовать.

Что такое удобство использования?

Удобством использования (юзабилити) называется простота объекта в применении. Этим объектом может стать что угодно: авто, смартфон, любое действие, программная разработка или веб-ресурс. Все, с чем человек сталкивается в жизни, должно быть удобным в применении. Если говорить о юзабилити сайта или программного приложения, то это легкость, с которой обычный человек сможет использовать их, чтобы получить нужный результат.

При оценке удобства использования обращают внимание на обучаемость, запоминаемость, эффективность, удовлетворенность и ошибки.

Обучаемость – та легкость, с которой посетитель, впервые попав на ваш сайт, может разобраться во всех его функциях.

Запоминаемость для пользователя – насколько легко ориентироваться на сайте, если вернуться после длительного перерыва. Эффективность заключается в скорости получения нужных результатов простым пользователем после того, как он разобрался с устройством ресурса.

Приятный для посетителя дизайн сайта – это удовлетворенность.

Очень важно знать количество ошибок, которые пользователи допустили при путешествии по вашему сайту, их серьезность и то, легко ли их исправить.

Зачем нужно проводить юзабилити анализ?

Юзабилити-тестирование проводят реальные пользователи. Они, скорее всего, увидят проблемы, которые разработчики уже просто не замечают – тот случай, когда профессионализм дизайнеров, маркетологов и владельцев продуктов делает “невидимыми” проблемы с юзабилити веб-сайта.

Обращение к новым пользователям для проверки вашего сайта, наблюдение за  реальными людьми в процессе использования –  эффективный способ провести юзабилити анализ:

  • Понимают клиенты, как работает ваш сайт, не “теряются”, не путаются;
  • Удается пользователям выполнять основные нужные действия;
  • Возникают проблемы с удобством использования, ошибки;
  • Имеют ли функциональный и эффективный опыт;
  • Заметили какие-то другие сложности в работе.

Такое исследование очень важно при запуске нового продукта или обновлении дизайна, иначе можно застрять в процессе разработки UX, понятном только вашей команде, но не вашей целевой аудитории.

Не только компания представляет себя в Интернете, но и пользователь судит о компании по её веб-сайту. Удобный веб-сайт повысит удовлетворенность пользователей, тогда как сайты, нарушающие правила юзабилити, запутают своего клиента и компания потеряет возможный доход. Всё потому, что улучшенное удобство использования – отличный способ привлечь людей на ваш сайт вместо сайтов компаний-конкурентов. Часто это мотивирует клиентов возвращаться  снова и снова. Качественный веб-сайт, простой в использовании и хорошо организованный, привлекает клиентов и даёт существенное преимущество перед конкурентами.

8 “За” тестирование удобства использования веб-сайта

Протестировать юзабилити вашего сайта полезно, даже если он находится в процессе разработки, начиная с создания прототипа и заканчивая готовым продуктом. Вы также можете продолжать тестирование юзабилити интерфейса в процессе дальнейшего развития и улучшения вашего продукта.

Проверка работы сайта на реальных пользователях:

  • Проверит жизненность вашего прототипа. Если привлечь “тестировщиков” с самого начала разработки,  то сразу будут видны перспективы конечного продукта. Понятно пользователям, что вы хотите сделать? Есть ли смысл в появлении нового продукта? Такая проверка подтвердит/опровергнет вашу концепцию и поможет доработать планы желаемой функциональности до того, как в создание полноценного веб-сайта будет вложено много средств.
  • Подтвердит, что ваш сайт такой, как должен быть. Когда он будет завершен, еще раз протестируйте его на легкость в использовании, чтобы убедиться, что все работает, как задумано. Как вам простота работы на сайте? Внешнему виду всё ещё чего-то не хватает?
  • Выявит проблемы со сложными потоками. Если в работу сайта заложены задачи, для решения которых нужно будет выполнить несколько шагов (к примеру, оформление заказа), проведите юзабилити анализ, чтобы проверить, насколько этот путь прост и интуитивно понятен.
  • Дополнит ту информацию о продукте, которая у вас уже есть. Анализ удобства сайта часто может дополнить данные, полученные из других источников. Например, тепловая карта сообщает, что клиент часто не обращает внимание на ключевую часть целевой страницы, но наблюдение за этим клиентом в действии объяснит, в чем причина игнорирования.
  • Уловит незначительные ошибки. В дополнение к большим проблемам с юзабилити, проверка удобства сайта  выявит мелкие ошибки. Новая пара глаз легче заметит неактивные ссылки, ошибки в работе сайта и в размещенных на нём текстах. Каждая ошибка сама по себе может почти ничего не значить, но в сумме они подрывают впечатление профессионализма и надежности сайта.
  • Разовьет эмпатию. Часто у разработчиков появляется узкое видение своего продукта и они забывают, что обычный посетитель веб-сайта может многого не знать. Тестирование юзабилити – возможность почувствовать то же, что и реальные люди, которые придут на ваш сайт, взглянуть на всё с их стороны.
  • Получите бай-ин за сдачу. Одно дело знать о проблеме с веб-сайтом, другое дело видеть, как пользователи действительно борются с ней. Когда ясно, что им что-то непонятно, конечно, хочется это исправить. Небольшие видео о ключевых результатах тестирования юзабилити лучше всего покажут сотрудникам необходимость перемен и места их проведения.
  • В конечном счете, обеспечит лучший пользовательский опыт. Успешный клиентский опыт – успешный продукт. Тестирование удобства использования поможет вам обнаружить сложные моменты, которые по-другому незаметны, и создать максимально удобный для пользователя продукт.

Что такое тестирование юзабилити?

Тестирование юзабилити – это метод оценки продукта (например, ваш сайт) путем тестирования на пользователях.

Большая часть проводящих тест юзабилити подробно разрабатывают сценарий со списком действий, которые, скорее всего, выполнит посетитель, оказавшись  на сайте впервые. Другой специалист будет наблюдать и слушать тестировщика, делать заметки. Наблюдение за процессом тестирования – хороший способ узнать, можно ли использовать сайт, потому что сразу видно, может ли он выполнять задачи и какие трудности возникают при этом.

Например, тестирование юзабилити с подключением устройства отслеживания глаз покажет, куда и как долго смотрел пользователь.

Основные виды тестирования удобства использования:

  • Исследовательское: проводят на начальных этапах разработки проекта, чтобы оценить эффективность и удобство использования намеченого интерфейса или прототипа, ход мыслей пользователей и концептуальное понимание.
  • Оценочное: проводят приблизительно в середине процесса разработки или как общий тест на юзабилити, чтобы оценить саму технологию. Оценивают работу технологии в реальном времени, чтобы определить удовлетворенность, эффективность и общее удобство применения.
  • Сравнительное: сравниваются два или больше продуктов/дизайнов в области определенных технологий, чтобы проявить сильные и слабые стороны каждого из них.

Типы методов юзабилити тестирования

  • Тестирование в коридоре: привлекают для тестирования веб-сайта случайных людей, а не тех, кто обучен и имеет опыт в такой работе. Хорошо подходит для первой проверки нового веб-сайта во время разработки.
  • Удаленное тестирование юзабилити: проверку юзабилити веб-сайта проводят пользователи из разных стран и часовых поясов. Если нужно, используют видеоконференцсвязь, хотя проверяющий может работать и отдельно от оценщика. Сейчас существует разное ПО, относительно недорогое, которое позволит проводить тестирование юзабилити удаленно даже тем, кто не является экспертом по юзабилити. Обычно точки кликов и потоки клиентов сразу записываются, как и каждый критический случай при использовании сайта, а также любой отправленный отзыв. Удаленное тестирование юзабилити помогает отследить, сколько времени каждый тестировщик тратит на выполнение разных задач. Такая проверка хороша, потому что проводится в привычной пользователю среде, а не в лабораторных условиях.
  • Экспертная оценка:  удобство использования веб-сайта оценивает эксперт, иногда находясь в испытательном центре, иногда удаленно. Во втором случае автоматизированная запись результатов отправляется заказчику для проверки и анализа. Такое тестирование, как правило, менее подробно, чем другие типы тестов юзабилити, зато может быть выполнено быстро.
  • Тестирование бумажных прототипов: после создания простых, даже набросанных от руки чертежей продукта как прототипа или модели дизайна их передают пользователю и наблюдают, как выполняются разные задачи. Так тестируется дизайнерская идея до того, как начнется кодирование, а значит, затраты будут минимальны.
  • Анкеты и интервью: индивидуальный характер опроса позволяет наблюдателю задать прямые вопросы пользователю (в дополнение к двойной проверке их реальных действий). Также наблюдатель может использовать вопросник, преимущество которого в том, что сбор информации происходит более системно и структурировано. Но у вопросника более строгий каркас по сравнению, например, с собеседованием.
  • Пошаговое руководство “Сделай сам”: в этом случае наблюдатель проводит проверку на моделях реальных сценариев поведения. После сам просматривает работу точно так же, как это сделал бы пользователь. Другим вариантом будет групповое пошаговое руководство, в котором у наблюдателя есть несколько тестировщиков, которые и выполняют предписанные шаги.
  • Контролируемый эксперимент: как и научные эксперименты, обычно включает сопоставление двух объектов с подробным статистическим учетом в условиях лаборатории. Возможно, это слишком сложный способ, чтобы применять его “в реальном мире”, но благодаря своей научности он дает самые точные результаты, которые можно потом и опубликовать.
  • Автоматизированная оценка юзабилити: наверное, великая мечта тестирования юзабилити. Разные научные статьи и модели разрабатывались, чтобы сделать тестирование юзабилити веб-сайта автоматическим. Результат разработок тоже разный, но пока далек от ожидаемого.

Тестирование юзабилити и пользовательское тестирование – одно и то же?

Разница между этими двумя тестированиями путает многих, даже специалистов в разработке, менеджеров проектов и дизайнеров.

Кто-то считает, что тестирование пользователей – это проверка спроса на продукт, тогда как тестирование удобства использования показывает, насколько легко целевая аудитория сможет пользоваться предлагаемым продуктом. В этом сценарии первое проводится до создания продукта, а второе – позже.

Кто-то думает, что пользовательское тестирование – это любое тестирование пользователями, в том числе и удобства использования. Но при этом не допускает взаимозаменяемости этих двух терминов.

Наше мнение? Неважно, как вы это назовёте, но наблюдение за реальными людьми, использующими ваш веб-сайт, реагирование на их ошибки является важной частью процесса обзора продукта.

Тестирование юзабилити сайта закончено. Что дальше?

Как только вы получили результат тестирования юзабилити вашего веб-сайта, в первую очередь изучите их и примите к сведению все затруднения, которые выявили юзабилити-специалисты.

Посмотрите, как долго им приходилось выполнять разные – как простые, так и сложные – задачи. Можно ли придумать что-то для ускорения таких процессов? Обязательно изучите отзывы и рекомендации, которые вам дали тестировщики. Если что-то непонятно, свяжитесь с ними и вместе разберитесь со сложными моментами.

В любом случае вносить изменения для улучшения юзабилити сайта стоит как можно скорее, чтобы не терять каждый день потенциальных клиентов. Как и при любой форме тестирования веб-сайта, тестирование юзабилити – это непрерывный процесс, поэтому обязательно запустите тесты юзабилити еще раз после внесения изменений. Такой подход обеспечит стабильное развитие вашего сайта, подтвердит необходимость и правильность изменений, а также поможет обнаружить новые проблемы с удобством использования.

P. S. Рекомендуем посмотреть статью о том как сделать сайт удобным