Открытие собственного дела всегда предполагает значимые вложения сил, финансов, времени, других ресурсов. При этом никто не даст безусловной гарантии, что начинающийся бизнес будет успешным. Анализ бизнес риска необходим для минимизации этих рисков. Влияет на успешность и рентабельность и учет различных бизнес-рисков. В этой статье вы узнаете:
- Что такое бизнес-риски;
- Виды бизнес-рисков;
- Как оценить бизнес-риски;
- Управление бизнес-рисками организации.
Что такое бизнес-риски
В широком понимании бизнес-рисками называют вероятность потери (частичной или полной) ресурсов, вложенных в дело, по разным причинам. Это может быть как неблагоприятное стечение факторов, так и неправильный выбор стратегии ведения дел, также многое другое, что в итоге приведет к невозможности ведения дела.
Виды рисков в бизнесе
В зависимости от причин и факторов, влияющих на ведение бизнеса, выделяют следующие виды бизнес-рисков.
Стратегические риски
Успех в делах предполагает разработку и реализацию бизнес-плана. Однако реальность изменчива и если не вносить продуманные коррективы, то последствия могут быть тяжелыми. Именно в этом и заключаются стратегические риски – стратегия ведения бизнеса может стать неэффективной.
Причины могут быть любыми, например, появление конкурента в выбранном сегменте рынка или изменением стоимости сырья. Выбор стратегии работы очень важен, фирме нужно успевать адаптироваться к происходящим изменениям.
Примером неудачной стратегии можно назвать всемирно известную ранее фирму Kodak, которая не смогла переориентироваться, когда широко распространились цифровые камеры.
Риски соответствия
Они заключаются в необходимости вести дела компании в соответствии с требованиями, правилами и законами региона, в котором ведется бизнес. В случае изменений в нормативной сфере или при выходе на рынки соседних регионов вся деятельность компании должна приводиться в соответствие с новыми условиями.
Сюда же можно добавить возможность риска при увеличении производства через запуск новых линий продуктов. Например, торговая сеть реализовывала только продукты питания, а затем решила торговать ещё и алкоголем. Разумеется, в этом случае необходимо привести всё в соответствие с требованиями к продаже алкоголя.
Риски соответствия могут стать частью стратегических рисков, влияя на бизнес в будущем.
Например, производители табачной продукции постоянно сталкиваются со всё новыми ограничениями как в реализации, так и в рекламе. Для преодоления им приходится регулярно изменять общую стратегию работы.
Операционные риски
В отличие от двух предыдущих видов этот относится к внутренним факторам, ведь сама компания может стать источником опасности. Сбои в работе компании могут быть внезапными и произойти по разным причинам. Технический сбой – «обвал» сервера, поломка оборудования и проч. – может замедлить или остановить всю работу.
Человеческий фактор также может стать причиной неудач и привести к прекращению операций. Например, ошибка сотрудника при оформлении заказа может привести либо к потере клиента, либо к потере ресурсов.
Иногда операционные риски могут возникнуть по неконтролируемым причинам – так называемый «форс-мажор» в виде стихийного бедствия или проблемы с веб-ресурсами из-за консалтинговых фирм. Всё, что так или иначе угрожает операциям вашей фирмы, попадает в эту группу.
Субъективные риски
Эта группа рисков представляет угрозы для бизнеса от личности руководителя и ведущих менеджеров. Насколько они готовы и способны вкладываться в дело, оперативно реагировать на все вызовы и даже рационально распределять свое время.
Многие проекты так и не реализовались из-за простой нехватки времени на них. Если у владельца пропадает интерес к начатому делу, он отвлекается на другие проекты, не подготовив себе преемника, то скорее всего у компании возникнет множество проблем. Грамотный и успешный руководитель развивается вместе со своим делом.
Финансовые риски
Это группа угроз, связанная конкретно с финансами, которыми распоряжается компания, а также потерянной потенциальной прибылью. Любые движения средств фирмы могут быть прерваны, тем самым создавая проблемы организации. Например, у вашей фирмы лишь несколько крупных клиентов.
Если один или два из них просрочат платеж, то появится дефицит средств. За ним может последовать срыв цепочки поставок, ведь заплатить не можете уже вы, или другая напряженная ситуация. Всё это финансовые риски. Чем крупнее компания, тем выше уровень финансовых рисков.
Репутационные риски
При ведении бизнеса важны многие факторы, в том числе и репутация компании и её руководителя. Фирме с «подмоченной» репутацией сложнее привлечь клиентов, могут возникнуть проблемы с кадрами, возникнуть затруднения с получением кредитов.
Репутация может пострадать из-за негативного отзыва о вашем продукте (набирают популярность сайты типа «отзовик»), поданного в суд иска или отрицательной рекламы. Такие «удары» могут быть быстрыми, нанося ущерб буквально за несколько дней, или медленными, например, месяцами накапливаются отрицательные отзывы в соцсетях. Восстановить репутацию после такого бывает крайне сложно, иногда приходится прибегать к ребрендингу.
Помимо этого риски можно разделить на внешние (на них вы не можете повлиять напрямую – они приходят извне) и внутренние (их можно минимизировать или полностью ликвидировать внутри вашей компании).
Разные источники могут детализировать группы рисков, добавляя другие разновидности, но общий смысл остается тем же. Например, иногда отдельно выделяют сезонные риски или политические, риск изменения валютного курса и прочее.
Оценка рисков бизнеса
Для выработки правильной бизнес-стратегии и минимизации возможных угроз регулярно проводится анализ факторов влияния: социальных, экономических, административных, политических и других.
Главное – спрогнозировать возможную прибыль и убытки на основании конкретных данных.
Специалисты применяют анализ бизнес риска: оценка неопределенности рисков, учет степени информативности, использование качественных оценок или ставок на риски и т.д. Также в оценке рисков эффективен систематический аудит компании.
Всё это дает объективную картину происходящего внутри компании и вокруг неё.
Управление рисками бизнеса организации
В первую очередь оно начинается с тщательного анализа каждой группы риском применительно к вашей фирме. Исходя из полученных результатов вырабатывается дальнейшая стратегия. Стоит помнить, что невозможно избежать абсолютно всех рисков, как и невозможно всё контролировать. Угрозы лучше постараться предвидеть и продумать пути их устранения. На основании каких положений лучше всего продумывать дальнейшую деятельность компании?
- При небольшом бюджете возможна передача рискового события.
- Необходимо тщательно всё продумывать перед принятием рискованного решения.
- Проведение операций, сопряженных с негативными факторами, не должно противоречить финансовой политике компании.
- Определяемый риск должен быть управляем, а лучше – потенциально нейтрализован.
- При проведении финансовой операции масштаб угрозы зависит от затраченного на неё времени.
- Действия по нейтрализации каждой группы рисков должны быть отдельными, а не общей стратегией.
- Затраты на предотвращение убытка должны быть меньше, чем предполагаемый убыток.
- Стоит избегать рисков, при которых потери превысят запланированную прибыль и приобретения.
- Бюджет компании должен покрывать предполагаемые потери от негативных факторов, т.е. должен быть с ними сопоставим.
В процессе управления бизнес-рисками нужно учитывать, что решения не должны быть поверхностными, есть опасность самообмана и субъективных манипуляций, а сам процесс длительный, занимает много времени.
При грамотном планировании и управлении влияние рисков можно минимизировать или полностью устранить.