Обновление Март 2020. Мы сделали подробную статью Как сделать платформу аукционного типа – со скринами демо и описанием как что работает. Также на странице вы найдете ссылку на демо, чтобы руками пощупать готовый функционал.
Движок агрегатора можно разделить на три крупных логических блока:
- Занесение информации участниками маркетплейса.
- Поиск информации по маркетплейсу.
- Взаимодействие между покупателем и продавцом (сделка).
Движок агрегатора: 3 крупных блока
Каждый из этих блоков можно детализировать.
Пример готового движка для маркетплейса можно посмотреть на нашей платформе.
Занесение информации
Очень важно сделать процесс занесения информации в каталог максимально понятным для пользователя. В противном случае вы будете терять полноту информации – пользователи просто будут оставлять свои профили и каталоги полупустыми.
Крупным участникам маркетплейса необходимо обеспечить возможность автоматизированного управления своими данными. Это могут быть различные API системы, импорт-экспорт Excel. Предлагаем посмотреть пример таблицы из разных источников.
В случае ручного заполнения данных, важно помнить о следующем:
- мотивируйте пользователя на заполнение. Пользователю важно понимать, что он получит после занесения информации. В некоторых случаях хорошо работает процент заполненности профиля. Либо система рейтинга учитывает, что профиль заполнен. Либо в поиске он появится только после заполнения данных. Можно также открывать некоторые полезные функции только после того, как пользователь заполнит некоторые данные о себе.
- запрашивайте данные у пользователя по мере необходимости, а не все сразу. Сначала он заполняет форму регистрации из 2-х полей, лишь потом вносит дополнительную информацию. Через пару месяцев можно рассказать о вспомогательных возможностях и настройках системы. Т.е. очень важно не перегрузить/испугать пользователя сразу.
- объясняйте причину заполнения. Пользователь должен понимать, зачем вам нужны конкретные данные: контакты, финансовая информация, информация о компании и т.д. Для этого поясняйте как эти данные будут использоваться в системе и кто будет иметь доступ к ним. Это малая деталь, которую несложно сделать, но при этом вы разрешите возможные сомнения.
- развлекайте пользователя. Очень желательно, чтобы это не выглядело как заполнение километровой анкеты. Сделайте процесс сбора информации о пользователе максимально незаметным и легким для пользователя. На мой взгляд, хорошим примером (правда, он не относится к нашей области) было бы заполнение профиля на сайте знакомств, когда заполнение профиля выглядит как чат с девушкой (например, в форме комикса): смена фото красивых девушек с вопросом→ 1 вопрос/фото за 1 раз→ посетитель как бы знакомится с этим виртуальным персонажем и рассказывает о себе.
Помните главное – процесс обмена информацией идет двусторонний и ваша задача не только собрать данные о пользователе, но и дать возможность ему собрать информацию о вашем маркетплейсе – это может быть буклет, правила работы, контактные данные и др. Таким образом, вы делаете это попеременно – запросили информацию, дали информацию, запросили, дали и т.д.
Поиск информации по маркеплейсу
Поиск должен быть понятным, удобным, гибким и быстрым. Потеря любого из этих свойств ведет к тому, что участник начинает испытывать трудности с работой на маркетплейсе.
Движок агрегатора обычно осуществляет поиск по следующим объектам:
- исполнители;
- проекты клиентов;
- готовые работы исполнителей;
- типовые услуги исполнителей.
Какие фишки делают поиск удобным:
- сохранение шаблона поиска;
- компактный и расширенный вид;
- уведомление на почту о новых результатах;
- выделение найденных ключевых слов;
- возможность посмотреть детали элемента прямо на странице поиска без перехода на отдельную страницу.
Взаимодействие между покупателем и продавцом (сделка)
Эта часть может быть разнообразной. Участники могут просто переписываться в системе и заключать сделку оффлайн. Либо участники могут использовать электронно-цифровую подпись (ЭЦП) для подписи документов на маркетплейсе.
Также в этой части зачастую реализуются следующие механизмы:
- арбитраж маркетплейса;
- аукцион;
- возврат;
- гарантия;
- отслеживание процесса выполнения заказа;
- CRM для исполнителей и клиентов;
- обмен документами.
Формируем список функций своей маркетплейса
Определите для своего движка маркетплейса механизмы, которые будут во всех логических блоках – занесение информации, поиск, сделка и другие.
В следующей статье мы подробнее рассмотрим порядок создания маркетплейса.
Если вы в самом начале пути – Создайте концепцию своего маркетплейса.
Здесь вы можете ознакомиться с нашей CMS для маркетплейса