Продукт и проект – совершенно разные виды деятельности

В проекте заказчика вы делаете конкретную работу для закрытия некой цели заказчика. 

Создавая продукт, вы сами определяете цели и путь развития продукта.

В проекте всегда нужно действовать с оглядкой на заказчика. Но зачастую заказчик сам не знает, чего хочет. Еще хуже, когда он думает, что знает, а на самом деле все глубже зарывает проект в землю. 

В любом случае, успешный проект заказчика или нет – это его проект. Это его заслуга в первую очередь, а не ваша (или его провал). На проекте мы можем предлагать варианты, идеи, и все это будет частью продукта заказчика. Вам же остается только запись в портфолио и отзыв.  

С продуктом другая история. Вы сами определяете, что должно быть в продукте. Клиент играет здесь второстепенную функцию, все крутится вокруг вашего продукта (который, несомненно, должен решать какую-то реальную проблему реального клиента).

Самое сложное в нашем становлении как продуктовой компании – это отказ от проектов, которые мы можем реализовать.

Или от внедрения кастома в рамках проекта. Это мы умеем и нам знакомо, но это путь не туда, куда нам нужно. Нужно перестать делать старые, хорошо знакомые действия, и начать действовать по-новому. 

А что значит по-новому?

Во-первых, уделять основной фокус внимания конечному продукту. 

В нашем случае это платформа Falcon Space и решения на ней (в первую очередь это Falcon Service – личные кабинеты для клиентов). Нужно довести решение до такого состояния, чтобы оно по умолчанию удовлетворяло базовым требованиям заказчика с минимальным кастомом. Кастом, думаю, все равно будет, но его должно быть гораздо меньше.

Во-вторых, отказываться от сложных кастом проектов. Пишут довольно часто, что нравится наша платформа и хотят на ее базе сделать свое решение с кучей кастомизаций.  Это направление уводит нас от нашей главной цели – стать продуктовой компанией. 

Третье – упор на трафик. Если продукт уже есть и оформлен, то основной задачей становится привлечение достаточного количества лидов к продукту. 

В плане продвижения у нас такая позиция – мы сами делаем продвижение без привлечения сторонних специалистов. Большинство продвиженцев больше похоже на шаманов, которые варят в котле что-то непонятное, чтобы поисковик вытащил сайт наверх. 

Самое сложное – начать действовать по-новому и отказываться от возникающих возможностей (крупные проекты, интересные задачи и т.д.). 

А нужен ли вообще переход на Продукт? Может проще и дальше делать проекты? 

Продукт в моем понимании – это рычаг. Он меняет правила игры. Это как в шахматах поставить еще 1 ферзя (вместо пешки). 

Продукт позволяет обслужить больше потребителей. 

Работая над проектом, вы накапливаете ценность в продукте, она не размазывается тонким слоем по вашим старым проектам. 

Продукт – это некая свобода от хотелок клиента. Вы внедряете только то, что нужно продукту, а не одному конкретному клиенту.  

В этом есть гигантский плюс, особенно когда вы считаете, что клиент губит проект своими хотелками. 

А риски? 

Некоторые создают продукт, просто бросая все остальное. Т.е. вот у нас есть бюджет, давайте сделаем что-то, а там, дай Бог, будет профит. И обычно профита не бывает. Потому что просто не учли 100500 нюансов и сложностей. А денег больше нет.

Именно поэтому проектная деятельность так важна – она снижает риски. Мы параллельно делаем продукт, и на базе него делает проектные истории.

Да, это неблагодарное дело, бывают всякие проблемы. Но это снижает риски. 

Просто постепенно соотношение продукт/проект должно стать 10 к 1, т.е. продажа продукта  и минимальные докрутки под клиента. 

Заключение

Доводите свои продукты до конечного состояния, когда их можно сразу запустить в работу. В идеале купил – и сразу пользуй. 

Большинство наших продуктов на базе Falcon Space не такие. Их все равно надо доводить, менять бизнес-логику под клиента и т.д. 

Если у вас получилось создать такой продукт – отбрасывайте все непрофильные запросы. Продавайте именно продукт, а не доработки к нему (иначе увязнете опять в проектах вместо работы над проектом).