В 2022 году количество самозанятых в России превысило 5 млн., а значит остро встал вопрос грамотного оформления предоставляемых услуг и оплаты за них. В этой статье вы узнаете:

  • Как составить договор
  • Как сформировать чек самозанятому

Как составить договор с самозанятым

Все сделки на сумму более 10 000 рублей, а также услуги, предоставляемые в течение определенного периода или поэтапно, должны оформляться соглашением, заключаемым в письменной форме. Хотя не запрещается оформлять таким образом сделки и на меньшую сумму. Это правило распространяется и на лиц, получающих доход от профессиональной деятельности. В любом случае договор является гарантией выполнения своих обязательств обеими сторонами либо весомым аргументом в суде.

Форма договора может быть различной, например, как и для соглашения между обычными ИП и ООО. 

Часто для работы с самозанятыми заключают договоры гражданско-правового характера (ГПХ). Это могут быть договоры подряда, оказания услуг, перевозки, авторского заказа и проч. Работа по такому договору носит разовый характер. 

Оптимальной для оплаты работы самозанятого будет форма «договор-счет-акт» (ДСА).

Эта форма занимает одну страницу стандартного формата и позволяет не составлять счет и акт отдельно, а также не задумываться, как самостоятельно выставить счет на оплату. На применение ДСА нет ограничений, он хорошо подходит для простого вида деятельности, который не нуждается в подробном описании. Если же предполагается наличие дополнительных условий, то лучше потратить время на стандартный договор ГПХ. 

Содержание договора сильно зависит от того, какие конкретно услуги или товар вы предоставляете своим клиентам. Обязательными для внесения в договор являются

  • дата заключения
  • предмет сделки
  • оплата за выполнение работы или предоставления услуги (стоимость и способ проведения)
  • порядок выполнения пунктов договора
  • права и обязанности участников соглашения
  • уровень и формы ответственности
  • возможность и условия разрешения споров по договору
  • реквизиты заключивших договор
  • сроки действия
  • подпись

Кроме того стоит добавить пункт о форме и графике согласования работ, правилах внесения изменений, чтобы не пришлось подписывать новый договор. Также имеет смысл оговорить вопросы последоговорного использования материалов, например, для портфолио, или порядок решения конфликтов и размер максимального ущерба. Для облегчения учета документооборота можно присваивать договору номер.

Некоторые банки, например, Сбербанк, предоставляют своим клиентам доступ к Конструктору документов, где размещены готовые выверенные шаблоны договоров.

Как сформировать чек самозанятому

Выполнение любого рода работы самозанятым должно сопровождаться формированием и выдачей чека заказчику.

Приобретать и подключать кассу для этого не нужно – достаточно использовать специальное мобильное приложение.

Например, «Мой налог» является специальным приложением ФНС Российской Федерации для оплачивающих НПД. Именно оно позволяет зарегистрироваться как самозанятому, чтобы начать работу на льготном налоговом режиме. Также ведущие банки разработали собственные приложения для формирования чеков и взаимодействия с налоговой (Тинькофф, Сбербанк).

В приложении создаете новую продажу, вводите её название и цену, а также ИНН заказчика и всё.

Все сведения по выполненному заказу тут же отправятся в ФНС. Это удобно, потому что таким образом налог высчитывается именно с профессиональной деятельности самозанятого, не задевая личные доходы, например, от получения подарка.

Чек можно отправить клиенту в электронном виде, дать считать QR-код или распечатать на принтере. Главное сделать это не позже 9 числа следующего за налоговым периодом месяца, а лучше сразу в момент расчета.

Обратите внимание, что в чеке обязательно должны быть указаны

  • название
  • дата и время оплаты
  • сведения о самозанятом (ФИО, ИНН)
  • название продукта/услуги
  • цена отдельной единицы
  • общая сумма для оплаты
  • ИНН заказчика (неважно, юридическое это лицо или индивидуальный предприниматель; для физического лица указываются дополнительные данные)
  • QR-код
  • Сведения о банке или операторе электронной площадки
  • Уникальный номер чека в системе

Если в чеке допущена ошибка, приложение позволяет удалить ошибочный документ и оформить новый, правильный. После информация обязательно передается в налоговую службу. Тот же алгоритм действий при аннулировании платежа, например, из-за возврата товара.

Также чеки можно создать на сайте ФНС в личном кабинете «Мой налог».

P.S. Если у вас есть желание попробовать себя в удаленной работе, возможно вас заинтересует наши вакансии.