Проблемы взаимодействия заказчика и исполнителя

В этой статье мы поговорим о проблемах между заказчиком и исполнителем при разработке программного продукта. Бывают такие моменты, когда непонимание возникает и понемногу начинает возрастать, возникает пропасть между исполнительной частью и заказчиком, что значительно усложняет ведение проекта. Поговорим про те опорные пункты, в которых надо прорабатывать это взаимодействие, улучшать его качество.

Ожидание от процесса взаимодействия

Для исполнителя, например, важно понимать, когда будет оплата, сколько, что нужно сделать и так далее. Для заказчика нужно знать, когда он получит результат, когда он сможет протестировать, когда он получит работающую версию, когда будет документация.

Ожидания должны быть понятными, заказчик должен понимать исполнителя, а исполнитель – заказчика.

Все нужно проговаривать вместе, обсуждать, декларировать ожидания.

Рекомендуем посмотреть статью о дистанционном взаимодействии на проекте для повышения качества работы команды.

Критерии качества проекта

Заказчик должен четко понимать, что для него является качественным, сказать об этом исполнителю. Что он подразумевает под качественным продуктом. Потому что для кого-то это красивая верстка, не работает, но зато красиво выглядит. Для кого-то внешний вид не важен, главное, чтобы работало, считало параметры и коэффициенты, чтобы работала бизнес логика.

Важно определить, что является главным в проекте. Это может быть деньги, бюджет. Это может быть скорость, обязательно внедрить до какой-то даты, не важно качество и дорого.

Следующий параметр – уровень качества, на которое мы должны выйти.

В любом проекте, даже самых крупных, все равно есть, что улучшить.

Поэтому должен быть приемлемый уровень качества. И еще одно – объем. Очень важно понять, какой функционал необходим, а какой можно и не делать или сделать позже, определить критичность. Неумение у заказчиков распределять приоритет функционалу, то есть они считают, что нужно реализовывать все, а потом удивляются, почему не успеваем. Возникает диссонанс. Важно определить, что самое важное и в этих критериях детализировать приоритет.

Важно понимать цель, которую преследует заказчик этим проектом.

Исполнитель должен представлять, зачем нужен проект заказчику.

Не зная цели, очень сложно принимать правильные решения. Если у заказчика цель – запустить проект и начать продажи, у него реклама уже подготовлена, то вы не можете сорвать дедлайн, потому что иначе заказчик потрать рекламу в никуда. Вы должны четко понимать, зачем заказчику нужен проект.

Язык общения

Хорошо, если от исполнителя действует человек, который понимает бизнес язык заказчика, понимает его предметную область, является технарем только отчасти, а не полностью. Очень тяжело идет общение между бизнес-ориентированным человеком и техническим специалистом, потому что они думают в разных плоскостях. Один думает в терминах маржи, а второй в функциях и так далее.

Понимание между людьми должно быть всегда. Если его не будет, то проект под угрозой, риски проекта повышаются. Поэтому, либо заказчик должен выделять человека, который что- то понимает в разработке, то есть является бизнес-аналитиком, что более правильно. Либо исполнитель должен выделять бизнес-аналитика, который будет промежуточным звеном между требованиями заказчика и реализации системы исполнителем.

Все эти варианты – точки приложения ваших сил, которые позволят вам улучшить взаимодействие между заказчиком и исполнителем.

Все эти моменты выверены нашим собственным опытом о котором мы рассказали в статье “На пути к своему продукту. От заказной разработки к созданию своей платформы“.

P. S. Рекомендуем к прочтению статью “Создание сайта для руководителя” .