CRM-системы что это и зачем нужно?

Если кратко, то CRM (от англ. Customer Relationship Management) – это программа, предназначенная для учета, обработки и хранения информации о взаимоотношениях с вашими контрагентами или клиентами. Мы это понятие слегка расширим, и будем считать, что это программа, позволяющая упростить управление бизнес-процессами.

Автоматизация процессов с помощью CRM

Допустим, вы продаете некоторые продукты. Здесь сразу можно выделить довольно много направлений, которые подпадают под автоматизацию процессов в CRM:

  • учет Поставщиков,
  • закупка у Поставщиков,
  • продажи,
  • база Клиентов,
  • база Сотрудников,
  • отделы,
  • финансовые транзакции (счета),
  • система мотивации,
  • брак,
  • каналы сбыта,
  • и многое другое.

Как можно увидеть, довольно значительную часть процессов бизнеса можно автоматизировать с помощью CRM.

CRM помогает достичь целей бизнеса

В итоге CRM позволяет добиться следующих целей:

  • уменьшить издержки. Автоматизация сложных вычислений и других операций. Уменьшение лишней коммуникации между сотрудниками и формализация бизнес-процессов.
  • стандартизировать бизнес-процессы. Все сотрудники работают по какой-то определенной схеме, которая заложена в CRM. Плюс работают правила отфильтровки неверных данных, что способствует их унификации.
  • увеличить скорость выполнения бизнес-процессов. Уведомления (почта, СМС), исключение ненужных рутинных задач из бизнес-процесса и упрощение операций обработки данных (например, поиск по базе клиентов).
  • повысить качество продукции. В основном за счет ведения метрик. Об этом чуть ниже.
  • повысить прозрачность бизнеса. Данные по работе всех сотрудников заносятся в систему. На основании этих данных можно формировать отчеты для руководства для понимания ситуации на местах.
  • управлять компанией на основе KPI. Для каждого процесса можно выделить метрики (показатели эффективности) и начать их отслеживать с помощью CRM (т.е. сделать панель метрик в личном кабинете руководителя). Внедрили инновацию, и смотрим как это сказалось на метриках. 

Выбираем тип CRM

Теперь давайте определимся какая CRM вам нужна.

Возможны 3 варианта:

  • взять готовую CRM общего назначения,
  • взять готовую CRM, заточенную под вашу отрасль,
  • сделать свою CRM.

Если ваши бизнес-процессы не имеют каких-то уникальных особенностей и довольно типичны, то лучшим для вас вариантом будет CRM общего назначения. Т.е. ищите готовую CRM, она будет стоить относительно недорого (в некоторых случаях даже бесплатно) и иметь довольно внушительное количество функций.

При этом вы должны понимать, что допилить ее под себя не получится и придется использовать как есть. При изучении такой CRM лучше заранее представить свои будущие потребности в автоматизации и понять, сможет ли система позволить покрыть эти потребности.

Мы вкратце рассмотрели, что такое CRM. Посмотрите на свой бизнес со стороны и найдите те точки, где использование CRM может дать максимальный эффект. Они в любом случае есть, надо их просто найти и оптимизировать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.