В статье разберем простыми словами вопросы Что такое CRM система, Для чего нужна CRM бизнесу.

Если кратко, то CRM (от англ. Customer Relationship Management) – это программа, предназначенная для учета, обработки и хранения информации о взаимоотношениях с вашими контрагентами или клиентами. Мы это понятие слегка расширим, и будем считать, что это программа, позволяющая упростить управление бизнес-процессами.

Автоматизация процессов с помощью CRM

Допустим, вы продаете некоторые продукты. Здесь сразу можно выделить довольно много направлений, которые подпадают под автоматизацию процессов в CRM:

  • учет Поставщиков,
  • закупка у Поставщиков,
  • продажи,
  • база Клиентов,
  • база Сотрудников,
  • отделы,
  • финансовые транзакции (счета),
  • система мотивации,
  • брак,
  • каналы сбыта,
  • и многое другое.

Как можно увидеть, довольно значительную часть процессов бизнеса можно автоматизировать с помощью CRM.

Как работать с базой старых клиентов и реанимировать их читайте в нашей статье.

CRM помогает достичь целей бизнеса

В итоге CRM позволяет добиться следующих целей:

  • уменьшить издержки. Автоматизация сложных вычислений и других операций. Уменьшение лишней коммуникации между сотрудниками и формализация бизнес-процессов.
  • стандартизировать бизнес-процессы. Все сотрудники работают по какой-то определенной схеме, которая заложена в CRM. Плюс работают правила отфильтровки неверных данных, что способствует их унификации.
  • увеличить скорость выполнения бизнес-процессов. Уведомления (почта, СМС), исключение ненужных рутинных задач из бизнес-процесса и упрощение операций обработки данных (например, поиск по базе клиентов).
  • повысить качество продукции. В основном за счет ведения метрик. Об этом чуть ниже.
  • повысить прозрачность бизнеса. Данные по работе всех сотрудников заносятся в систему. На основании этих данных можно формировать отчеты для руководства для понимания ситуации на местах.
  • управлять компанией на основе KPI. Для каждого процесса можно выделить метрики (показатели эффективности) и начать их отслеживать с помощью CRM (т.е. сделать панель метрик в личном кабинете руководителя). Внедрили инновацию, и смотрим как это сказалось на метриках. 

Выбираем тип CRM

Теперь давайте определимся какая CRM вам нужна.

Возможны 3 варианта:

  • взять готовую CRM общего назначения,
  • взять готовую CRM, заточенную под вашу отрасль,
  • сделать свою CRM.

Если ваши бизнес-процессы не имеют каких-то уникальных особенностей и довольно типичны, то лучшим для вас вариантом будет CRM общего назначения. Т.е. ищите готовую CRM, она будет стоить относительно недорого (в некоторых случаях даже бесплатно) и иметь довольно внушительное количество функций.

При этом вы должны понимать, что допилить ее под себя не получится и придется использовать как есть. При изучении такой CRM лучше заранее представить свои будущие потребности в автоматизации и понять, сможет ли система позволить покрыть эти потребности.

Мы вкратце рассмотрели, что такое CRM. Посмотрите на свой бизнес со стороны и найдите те точки, где использование CRM может дать максимальный эффект. Они в любом случае есть, надо их просто найти и оптимизировать.

В следующей статье подробно рассмотрено как создать СRM на базе нашей платформы.

Если вас заинтересовала тема создания своей CRM, узнайте сколько может стоить CRM.

Также можете посмотреть демо CRM для B2B, которое в дальнейшем можно дорабатывать и видоизменять под себя.