Идем от простого. Сначала рассматриваем самые простые варианты, если они не подходят – пробуем более сложные.
Самое простое – это использование Excel. Создаем необходимые таблицы и ведем там учет по взаимодействию с клиентами.

Второй шаг – это бесплатные и недорогие CRM общего назначения. Берем Битрикс24, минимально настраиваем и начинаем использовать.

Третий шаг – это использование CRM под вашу отрасль. Например, ваша отрасль логистика. Вы ищете подходящую систему и пробуете адаптироваться под новую программу. Именно адаптироваться, а не адаптировать программу. Обычно типовые готовые программы требуют подгонки ваших процессов под работу программы, а не наоборот. Это и плюс и минус.

Четвертый шаг – это полуготовые решения, дающие возможность развивать некое решение под себя. Мне этот путь больше всего нравится. Т.е. система должна содержать некоторую базовую функциональность под отрасль и давать возможность все остальное создать под себя. Именно в этом направлении мы сейчас двигаемся – создаем движок с бизнес-логикой на SQL, чтобы разработчик-администратор мог развивать систему с использованием SQL.

Пятый шаг – это создание своей системы с нуля на каком либо языке программирования. Это самый сложный вариант, предполагающий полноценный цикл разработки: от выработки требований, до кодирования и тестирования.

Как создать CRM подробно проанализировано в нашей статье.

Чем дальше в лес – тем дороже и дольше. Поэтому начинайте с простых решений, постепенно пробуя более сложные в случае если простые решения не дали результата.

Подробнее о переходе от владения Excel во владение SQL в следующем видео .